postheadericon Поклонитесь от нас василькам!

Леснинская обитель в русском зарубежье — один из крупных духовных православных центров. Здесь часто бывали святитель Иоанн Шанхайский и мученик Иосиф Муньос, здесь подолгу пребывала мироточивая Иверская икона Божией Матери, а также по приглашению сестер обители Леснинский монастырь посетила мироточивая икона Царя-мученика из России.

Иосиф Муньос, мечтавший с мироточивой Иверской иконой Божией Матери побывать в России, так и не смог осуществить своего сокровенного желания.

Но Промыслом Божиим уже после мученической кончины Иосифа Муньоса в обитель, где он часто бывал и где в благоговении леснинскими сестрами сохраняется его келья, пришла чудотворная мироточивая икона Государя-мученика из столь горячо любимой им России.

Насельницей Леснинской обители является известная ныне писательница Ю.Вознесенская. Монастырь в Провемоне — прообраз обители, описанной в ее книгах. Ю.Вознесенская жила в монастыре и тогда, когда в Провемон осенью 1997 года приехал Иосиф Муньос в последний раз. В тот его приезд в жизни писательницы произошло чудо: она исцелилась от псориаза, получив от Иосифа полиэтиленовый пакетик с ватой, пропитанной миром от иконы Иверской-Монреальской иконы Божией Матери.

Леснинская обитель в царской России

В живописном, уединенном местечке Провемон (Франция), недалеко от Парижа, расположен Свято-Богородицкий Леснинский монастырь с главной чудотворной святыней — Леснинской иконой Божией Матери, явленной в России в XVII веке.

Леснинскую женскую обитель называют еще монастырем русского рассеяния, ибо история его началась в дореволюционной, царской России. В 1885 году в Лесну (белорусское село) из Москвы прибыла первая игумения монастыря, графиня Евгения Ефимовская (в монашестве Екатерина) с пятью сестрами.

Игумения Екатерина Леснинская (графиня Евгения Борисовна Ефимовская)

Игумения Екатерина Леснинская (графиня Евгения Борисовна Ефимовская)

Покровительствовали обители и духовно окормляли ее преподобный Амвросий Оптинский и праведный Иоанн Кронштадтский. Уже через 4 года женская община была преобразована в общежительный монастырь и быстро стала крупным православным центром, причем не только Забужья, но и всей России, так как имела подворья в других городах. Часто бывал в обители и очень любил ее святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В один из своих приездов он сказал игумении Екатерине: «Екатеринушка, Екатеринушка, со временем у тебя процветет Лавра…»
При строительстве известного монастыря на берегу речки Карповки в Санкт-Петербурге (Свято-Иоанновский монастырь) Иоанн Кронштадтский, предвидя, видимо, будущие гонения и скитания сестер Леснинской обители, велел построить отдельный корпус для монахинь Лесны. К слову, в настоящее время в монастыре на Карповке обновилась икона Покрова Божией Матери, написанная священником Иоанном Смирновым в Лесне в 1901 году.

В Леснинском монастыре (до эвакуации из России) были школы для обучения детей (на попечении монастыря находилось около 700 детей, начиная с полугодовалого возраста), большая больница с лазаретом и оборудованной операционной, богадельня для престарелых, швейные мастерские, молочная ферма, мельница, свои огороды и плодовые сады. В обители постоянно пребывали более 500 сестер. На праздники к чудотворной Леснинской иконе Божией Матери приезжало до 30 тысяч паломников.

В обители было 6 храмов, главный — Крестовоздвиженский, ибо именно в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня была обретена чудотворная Леснинская икона. Монастырский храм в честь Святой Троицы даже имел колодец, находившийся на том самом месте, где росло грушевое дерево, в ветвях которого теплым осенним днем 1683 года леснинские пастухи обнаружили икону. Образ Божией Матери с Богомладенцем был нерукотворно отображен на темно-красном овальном камне. Святыню перенесли в ближайшую православную церковь села Буковичи (в нескольких верстах от Лесны). К иконе стали притекать богомольцы, происходили исцеления.

Спустя некоторое время латинское духовенство насильно отняло икону у буковичского священника о. Василия и поместило ее в костел. Таким образом, до 1875 года, пока власти не вернули святыню православным, икона Божией Матери находилась в пленении.

Святая Царская семья в Лесне

Вскоре местом ее постоянного пребывания стала новоучрежденная Леснинская обитель, которую очень почитала святая Царская семья, не единожды бывавшая здесь (а в Санкт-Петербурге было подворье монастыря). К слову, игумения, матушка Екатерина, происходила из рода Рюриковичей.

Первый раз Царь-мученик Николай Александрович и Царица Александра Феодоровна посетили обитель в августе 1900 года. Автор В.Черкасов-Георгиевский в книге «Русский храм на чужбине» отметил следующее: «Впервые Царственные супруги побывали в Лесне в августе 1900 года, о чем в газетах писали: «…После трапезы Их Величества подробно осматривали монастырские храмы и здания, наиболее продолжительное время пробыв в школе, где от воспитанников и воспитанниц приняли изготовленные ими вещи: изящный пресс в форме токарного станка и три пары искусно изготовленных плетеных туфель, предназначенных для Великих княжон: Ольги, Татьяны и Марии. Многочисленная толпа народа все время неотступно провожала Царя и Царицу, окружив их тесным кольцом. Их Величества осмотрели красиво расписанную снаружи Воскресенскую церковь, построенную в русском стиле, и монастырскую больницу. А затем, прибыв к воротам, где стояло местное духовенство с чудотворной иконой Божией Матери, благоговейно приложились к этой прославленной и народом горячо почитаемой святыне. Отъезжая из Леснинского монастыря, Государь собственноручно изволил пожаловать игумении Екатерине драгоценный крест, украшенный камнями, а на нужды монастыря еще 5000 рублей…»».

Государь с Государыней неоднократно посещали Лесну, где молились в монастырских храмах и пили воду из благодатного колодца на месте обретения чудотворной иконы. Проникновенной взаимностью отвечали Императору с Императрицей монахини-леснянки.

Во время революционных волнений 1905 года в Западном крае империи распространялись слухи, будто бы Царь с Царицей и сам отец Иоанн Кронштадтский отступили от Православия, поэтому при якобы намеченном земельном разделе крестьяне, оставшиеся православными, земли не получат.
Матушка Екатерина собрала депутацию заволновавшихся крестьян и повезла их в столицу за правдой. Они оказались в царском дворце вскоре после Пасхи, и на аудиенции в кабинете Государя старший из крестьян «проверил» Августейшую чету возгласом:
— Христос воскресе!
Государыня ответила как положено:
— Воистину воскресе!
Старик обратился к Государю:
— Правда ли, что ты, Царь-батюшка, уже не православный?
Государь Николай Александрович перекрестился и сказал:
— Нет, это враги нашей Церкви и Родины распространяют такие слухи. А я как был, так и буду верен православной вере.

В своем рескрипте выдающейся настоятельнице Леснинской обители игумении Екатерине 12 октября 1907 года Государь писал:
«Мать игумения Екатерина! Покинув мир и посвятив себя служению делу Божию, Вы в 1885 году возымели намерение основать в селении Лесна Седлецкой губернии церковную женскую общину для достижения религиозно-просветительных и благотворительных задач в среде местного населения… Ваш добрый пример нашел себе ревностных последовательниц, и трудами их, по образцу Леснинской общины, уже созданы две общины — Вировская и Радечницкая, впоследствии также обращенные в монастыри, и монастыри: Теолинский, Краснотокский и Березвяческий. Все они, будучи проникнуты общим единодушным настроением, делают в крае истинно христианское православно-русское дело, служа твердым оплотом к укреплению веры и русского народного самосознания».

Замечу, что хранитель известной мироточивой иконы Государя Николая Второго хирург Олег Бельченко во время поездки с иконой в русское зарубежье начал свое паломничество по Западной Европе именно с Леснинской обители: «Мы прибыли туда с отцом Сергием, священником из Подмосковья. Подарили инокиням пятнадцать-двадцать небольших иконок Государя, и одна из них замироточила. Это произвело такое впечатление, что сестры целую ночь не спали, молились».

Матушки Леснинской обители с дореволюционных времен бережно сохраняют портрет Царя-мученика Николая с его личным автографом.

«Здесь неба больше, чем земли…»

В предреволюционное лихолетье, в 1915 году, обитель была вынуждена эвакуироваться в Санкт-Петербург, оттуда в 1917 году по благословению епископа Анастасия Грибановского сестры переехали в Кишиневскую епархию, в Шапкинский монастырь на реке Днестр. Когда же и там пребывание леснинских монахинь стало невозможным (так как от них стали требовать принять румынское подданство и служить на румынском языке), матушки перебрались в Сербию, где несколько десятилетий находились в Хоповском монастыре. Когда к власти в Югославии пришли коммунисты, сестры переехали во Францию, где — не сразу — в 100 километрах северо-западнее Парижа, в Провемоне, купили на собранные русскими эмигрантами деньги усадьбу — с запущенным садом, речкой, прудом и построенной 200 лет назад церковью. До этого они нанимали дом для монастыря в окрестностях Парижа в селе Фурке.

Из книги «Русский храм на чужбине: «Денег хронически не хватало, а требовалось постоянно вносить плату за аренду. Сестры старались как могли: шили облачения, изготовляли четки, писали иконы по старинным образцам, выделывали свечи из своего воска, пекли просфоры, обрабатывали огород… А недостаток средств сказывался во всем. Один из русских друзей монастыря еще при найме этого здания в Фурке спрашивал у матушки Феодоры:
— Будет ли у вас достаточно денег, чтобы вносить наемную плату?
Бывшая княгиня невозмутимо отвечала:
— Сумма для меня безразлична, потому что денег у нас вообще нет.
— На что же вы рассчитываете?
— На Матерь Божию, — спокойно сказала игумения.
— Но надо ж что-то реальное!
Матушка Феодора глядела на собеседника лучистым взглядом.
— Для нас это самое реальное».

В книге «Свято-Богородицкий Леснинский монастырь» (Мадрид, 1973 год) есть такие слова о монастыре: «Затерянный среди католического населения, всегда материально нуждающийся, ничем и никем не обеспеченный, богат этот монастырь любовью и верою. Поэтому неудивительно, что Леснинская обитель привлекает исключительное внимание и любовь русских людей, которым суждено жить и молиться на чужой земле. Кто желает уйти от суеты мирской, кто жаждет сосредоточиться на молитве, тот да приходит под кров Богоматери, в Леснинскую обитель и здесь, наверно, обрящет желанный покой, совершенное отдохновение и полную отраду для души».

Священник Николай, служащий в обители, сказал, что однажды кто-то справедливо заметил: «Здесь неба больше, чем земли».

В тиши лесов, в полях просторных,
Где неба больше, чем земли,
Невесты молятся Христовы,
Спасаться учат нас они.

Замечательные строки о Леснинской обители приведены и в книге В.Черкасова-Георгиевского из альбома «Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968» под редакцией графа А.А.Соллогуба, издательства Русской Духовной Миссии в Иерусалиме РПЦЗ: «Среди тех драгоценных святынь, которыми обладает русское зарубежье, имеется одна из русских жемчужин — строительница всепобеждающей русской православной культуры — Леснинский женский монастырь, находящийся во Франции… В составе монастыря имеется около 50 русских монахинь, большинство которых в возрасте от 60 до 85 лет. Каждая из них в отдельности, в материальном отношении, беспомощная нищая, а все они вместе составляют славу русской жизни, знаменем которой является находящаяся среди них чудотворная Леснинская икона Божией Матери.

Леснинский монастырь своей историей может объяснить, как чудесным образом создавалась Россия, как легко мы могли избежать ужасов русской революции, какой прекрасной, благополучной, могучей и великой могла и должна была бы быть русская жизнь, какое призвание возложено Промыслом на нашу великую страну, какой путь нашего возрождения после перенесенных тяжелых испытаний, единственная причина которых заключается в нашем всеобщем отступничестве от заветов Святой Руси».

Брат Иосиф

Леснинскую обитель очень любил посещать святитель Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. В монастыре и в настоящее время долгие годы послушницей живет матушка Екатерина, которую крестил и опекал в детстве святитель Иоанн. Раба Божия Галина из Карелии, недавно побывавшая в обители, в одном из материалов рассказывает: «2 июля, в день памяти святителя, в монастыре готовят блюда китайской кухни, любимые блаженным Иоанном. Для этого накануне мать Евфросиния с сестрами ездили в Париж и закупали специальные продукты, меня брали с собой посмотреть столицу. А в сам праздник, после Божественной литургии, все сестры и паломники могли приложиться к мантии и четкам святителя Иоанна. У каждой сестры в келии есть икона Иоанна Блаженного».

Леснинская обитель связана также с именем мученика Иосифа Муньоса, хранителя мироточивой Иверской-Монреальской иконы Божией Матери. Брат Иосиф (Муньос) любил приезжать сюда, работал и жил здесь по несколько месяцев, привозил Иверскую мироточивую икону на духовную радость и утешение сестрам обители.

Вот свидетельство р.Б. Галины о пребывании Иосифа в обители: «По словам сестры Татьяны, он был настолько скромен, что никогда не присутствовал за общей трапезой. Его смущали знаки внимания. Он приезжал с иконой, которая мироточила на глазах всех сестер. Каждой из них он подарил копию иконы, которую прилагал к оригиналу.

Одна женщина рассказала мне историю, происшедшую с ее мужем. Он хотел непременно встретиться с Иосифом в очередной его приезд в монастырь, чтобы приложиться к иконе, но вынужден был уехать в командировку. В портмоне у него, как всегда, в целлофановом пакетике лежала ватка, смоченная миром, стекавшим с иконы. В тот момент, когда в монастыре перед чудотворным образом служился молебен, в помещении приемной секретаря, где находился муж, неожиданно все присутствующие почувствовали сильное благоухание. Секретарша спросила у мужа, не пролил ли он флакон с духами. Заглянув в портмоне, муж с удивлением обнаружил, что весь пакетик до отказа наполнился миром.

А однажды ночью у многих сестер в келиях замироточили бумажные иконы, да так, что капли мира капали по ступенькам».

Здесь, в небольшой иконописной мастерской, Иосиф часто работал, расписал иконостас домового храма обители. Монахиня Евфросиния в своих воспоминаниях отмечает, что монастырь был для Иосифа вторым домом: «С годами Иосиф так сжился с монастырем, что часто шутил, что пора ему стать послушницей, надеть подрясник и черный платочек и нести послушание наряду со всеми».

Иосиф почти всегда Святую Пасху проводил в монастыре, бывал обязательно и на чествовании Леснинской иконы Божией Матери. Незадолго до своей мученической кончины Иосиф, как пишет матушка Евфросиния, «мечтал вернуться в нее к Рождеству, чтобы быть Дедом Морозом на елке и поработать спокойно до Великого поста над иконостасом. Но Господь судил иначе».

«В тишине, труде и молитве…»

В настоящее время Леснинская обитель широко известна не только в русском зарубежье.
В половине пятого утра сестры начинают день молитвой в зимнем храме пред своей чудотворной иконой у алтаря, который частично расписан братом Иосифом Муньосом, так любившим бывать в этом тихом уголке земли. В семь утра — начало ежедневной Литургии уже в летнем храме, построенном 200 лет назад бывшими владельцами этих земель. Легкий завтрак, и все отправляются на послушания. Ровно в полдень — обед, и снова обитель словно вымирает. Тишину нарушает только многоголосое пение лесных птичек да стрекотание кузнечиков в траве. А в пять часов вечера начинается вечерняя служба, которая заканчивается благоговейным перенесением Леснинской иконы в храм келейного корпуса на ночь. Сразу после ужина — вечернее молитвенное правило, после чего, взяв благословение у матушки Макрины, сестры, келейно помолившись перед сном, отправляются на короткий ночной отдых, чтобы в 4.30 утра вновь собраться на полуночницу. И так каждый Божий день, в тишине, труде и молитве.

Леснинская обитель

Леснинская обитель

Из воспоминаний р.Б. Галины о нынешнем устроении обители: «Сначала я работала в саду, а потом на кухне. В обители есть интересная традиция. Тот, кто впервые туда приезжает, за трапезой садится рядом с игуменией Макриной. Ее родители тоже родом из России, но она уже родилась, если не ошибаюсь, в Германии.

Мне также пришлось сидеть рядом с матушкой игуменией, она сама за мной ухаживала. Рядом с ней лежит колокольчик, которым она оповещает о конце трапезы. За трапезой одна из сестер обязательно читает Жития святых. Попала я в монастырь во время Петрова поста. На обед часто подавали чечевичную кашу, помидоры, зелень, иногда мед.

Некоторые пользуются добротой и гостеприимством матушки и порой подолгу живут в монастыре, скрываясь от полиции, если, например, у кого-то просрочены документы. Здесь очень теплые отношения и между сестрами.

Я на себе испытала эту любовь, когда, работая в саду, растянула руку. За мной так заботливо ухаживали. Каждого здесь накормят и кров предоставят.
Меня поразила атмосфера нелицемерной любви. Даже если кто-то из сестер проявляет порой нерадение, все разрешается любовно.

Когда мироточивая икона Государя из России пребывала в Леснинской обители, владыка Амвросий Женевский из Швейцарии привез в монастырь величайшую святыню — первообраз иконы Курской Божией Матери «Знамение», Одигитрию русского зарубежья. О.Бельченко вспоминает: «Когда началось богослужение, рядом лежали три чудотворных образа: Курская, Леснинская и Царя-мученика. Я никогда не забуду этого волнующего момента».

Вместо послесловия

Судьбы сестер трагические, многие из них попали в эмиграцию совсем маленькими. Кое-кто родился уже на чужбине. Я слушала их рассказы со слезами на глазах и удивлялась, как же они любят Россию и болеют за нее. Одна из престарелых паломниц, которой уже не суждено побывать на родной земле, просила меня перед отъездом: «Галочка, как только приземлишься, поклонись василькам». Мне кажется, что миссия Леснинской иконы Божией Матери — быть в изгнании, нести свет Православия инославным и согревать сердца людей, оторванных силой обстоятельств от Родины» (из статьи «В Леснинской обители под Парижем»).

А вот что свидетельствует об Иосифе Муньосе матушка Евфросиния из Леснинского монастыря: «Он верил и в будущее нашего монастыря, надеялся и молился о том, чтобы Господь открыл монастырю путь и способ возвращения в Россию. Совсем незадолго до его кончины он говорил о возможности поездки в Россию вместе с кем-нибудь из сестер для поисков места для подворья-скита».
Пути Божиего Промысла нам неведомы, но удивительно и радостно, что вот уже 120 лет, пройдя сквозь ветра и горести смутной эпохи, и русскому зарубежью, и нам здесь, в родном Отечестве, сияла и продолжает сиять неземным благодатным светом Свято-Богородицкая обитель и ее главная святыня, несколько столетий назад обретенная в России, — чудотворная Леснинская икона Божией Матери.

Материал подготовила Алла Зуева

zaistinu.ru

Оставить комментарий

БРАТСТВО ИВЕРСКОГО ЧУДА