Кем был брат Иосиф Муньос для нас и для Православия. Интервью с Георгием Ильичём Новицким (Канада)
- В октябре 1997 года в Афинах произошел невероятный случай, который потряс всю русскую диаспору и, особенно, Русскую Православную Церковь За Границей. Изверги зверски, с пытками, убили Хранителя Святой Мироточивой Иверской Иконы Божией Матери. Как человек, самый близкий в то время брату Иосифу, как вы расценивайте это злодейство?
Ответ: Статья Владыки Андрея Ерастова, недавно опубликованная, впервые затрагивает тот вопрос, который повис с самого момента совершения этого злодеяния – но никто не осмелился, особенно из лиц клира, целенаправить вину на возможных исполнителей или планировщиков этого приступления. Все предположения и доводы довольно аккуратно выделены еп. Андреем. Могу добавить мои мысли по этому делу: вероятны два основных возможных виновника в убийстве.
Безусловно, прав епископ Андрей, что это было тщательно подготовленная и в особом порядке исполненная операция. В плане подозреваемых тут всегда были две организации. Кроме советской карательной «конторы», КГБ СССР (тут можно упомянуть и отдел внешних сношений РПЦ МП, которым управлял в то время Кирилл Гундяев) есть ещё другая – церковная группировка под управлением еретика грека «митрополита» Оропоса и Фили Киприана (https://consensus.livejournal.com/49330.html).
Поскольку пропуск на Святую Гору Афон зависел от него, бр. Иосифу был задержан ход туда из-за одной простой причины – Киприан хотел получить в свои руки Святую Икону от брата Иосифа и точно знал, что у последнего в августе 1997 года возникли проблемы в этом вопросе с Митрополитом Виталием (см. http://www.rus-svyat.ru/publications/128/).
Брат Иосиф наотрез отказывался к нему приехать со святой Мироточивой Иконой, и это дико возбудило греческого иерарха. Если бы Киприан распорядился выдать брату Иосифу многократную визу на Афон, то Иосиф не стал бы жертвой убийства в афинской гостинице. В личных разговорах он выражал мне свою неприязнь к «митрополиту» Киприану – особенно после того, как последний, к удивлению самого Вл. Митрополита Виталия, самочинно явился на прославления Святого Иоання Шанхайского в г. Сан-Франциско в 1994 году. Для Бр. Иосифа он, Киприан, был «недостойным».
Неслучайно именно окружение Киприана стало главным источником распространения гнусных слухов о Брате Иосифе после его убийства, якобы, он был найден в особой «неестественной» ситуации. Это Киприан персонально приказал своему подчиненному секретарю-епископу написать подобный пасквиль на бр. Иосифа, направив письмо от греческой митрополии епископу Гавриилу Чемодакову, который исполнял тогда роль секретаря Синода РПЦЗ. Впоследствии стало известно, что племянник «митрополита» Киприана был неким ответственным лицом в полиции столичных Афин и совершал странные действия, как бы препятствуя расследованию убийства Иосифа Муньоса.
Это был явный подвох, но на удочку быстро среагировал и попался митрополит Виталий, поверив в наговоры на хранителя Иконы. В результате он лично отказался служить панихиду по Бр. Иосифу и был настолько возбужден после сплетни от Киприана, что не прикоснулся к гробу мученика и не сподобился приехать в Джорданвилльский монастырь хоронить хранителя святой Иконы. В последствие это решение усугубило его душевную гибель и наказание от Божией Матери. На день явления Иверского Чуда (24 ноября) в 1997 он получил невероятную травму. Выходя из Синодального здания, митрополит споткнулся и упал на плечо, сломав себе правую ключицу. Впоследствии, больше полугода он не мог служить и даже осенять себя крестом знамением.
Сразу же церковные бабушки-кликуши осудили его хладнокровный поступок в отношении бр.Иосифа и отсутствие всякого сочувствия к нему. К тому же, мытарства Зарубежной Церкви быстро распространялись и возрастали. Как по наказанию, через два месяца был совершён поджег Никольского Собора г. Монреаля, где всегда служил митрополит Виталий. По некоторым конфиденциальным источникам, «факельщики» для исполнения этого мгновенного пожара, который чересчур быстро, к удивлению пожарных, распространился и уничтожил храм, были заказаны в городе Киеве. Понадобилось целых три пожарных команды для тушения бушующего пламени. В 1998 году в РПЦЗ зародились смуты и появились на сцене всякого рода провокационные «деятели» Московского Патриархата. К этому времени уже был назначен викарием сомнительный новоиспеченный иерарх епископ Михаил (Симеон Донсков из Парижа – хороший знакомый еп. Варнаввы Каннского), который вскоре сыграл ключевую роль в устранении самого Митрополита Виталия.
- Как же хоронили Бр. Иосифа, если Митрополит Виталий отказался от него?
Ответ: Благочестивая сотрудница – создательница Дома Иконы, княгиня Елена Сергеевна Голицына-Наварр привезла, на общий счет, тело усопшего и он был показан всем молящимся в Никольском Соборе в Монреале. Больше недели прошло после убийства, и тело было запаковано в толстую прозрачную пластиковую оболочку. Принимая участия во всех хлопотах, члены Дома Иконы быстро выполнили свой долг и подготовили перевоз праха брата Иосифа для погребения на кладбище монастыря Джорданвилль в штате Нью-Йорк, США.
Можно тут добавить, что когда совершали панихиду, то после особых хлопот мат. Марии Чертковой-Потаповой, сняли пластмассовую пелену и обнаружили, что на теле бр. Иосифа не видно ни малейших признаков тления и разложения. А ведь это был уже тринадцатый день после его кончины.
Вел службу митрополит Лавр (Шкурла), но и он сам предпочел не говорить лично прощальное словом об убитом брате Иосифе и совершённом злодеянии, а передал это протоиерею Валерию Лукьянову, который хорошо выразился о «злых мира сего», совершивших тёмное лукавое дело.
- Был ли бр. Иосиф озабочен своей судьбой?
Ответ: Конечно, он уже моей сестре, Тамаре Ильиничне, после смерти нашей матери в начале 1997 года, когда мы посетили его квартиру, сказал что, его гибель предрешена, и игумен Климент с Афона, до своей кончины, передал ему некоторые новости, о которых он предпочёл не говорить. Брат Иосиф принимал свою участь как положено – готов был на всё за Веру и преданность Божией Матери.
Епископ Андрей в своей статье написал: «однажды на Парижской улице его остановил некто, показавший удостоверение работника КГБ», и сказал «Вы нам мешайте». Я бы сказал, что это своего рода фикция, поскольку «работники» конторы не носили удостоверение своей организации вне приделов посольства или любой официальной структуры за границей. И сейчас не носят. Просто не принято. Но явно было, что шептали ему на ухо и не раз намекали советские агенты, что они следят за хранителем Иконы. Вдобавок, брат Иосиф мне передал, что во время визита с Мироточивой Иконой в Австралию, местный представитель Австралийских спецслужб заявил ему, что «советские службы за ним следят» (это было ещё при СССР).
- Были ли еще случаи подобного характера?
Ответ: Можно ещё отметить, что когда Святая Мироточивая Икона пребывала на Всемирном Съезде Православной Молодежи в Монреале в 1990 году, было замечено посещение съезда даже чекистскими генералами. В целом можно сказать, что бр. Иосиф был всегда под наблюдением заинтересованных лиц (Москвы) и он это чувствовал.
В 1990 году КГБ проявляло особое внимание к этому съезду, так как впервые на нём было много представителей русских православных националистов из самой России, включая таких известных людей, как поэт Владимир Алексеевич Солоухин. Сам бр. Иосиф не присутствовал в зале, но святая Икона всегда была на съезде. Весьма интересные были склоки между представителями Московского Патриархата и писателем Михаилом Назаровым. Последний принимал сторону зарубежников и все споры выражались в резких тонах.
- Таким образом, чудо явления Святой Иконы было воспринято многими русскими людьми, и в России и в эмиграции?
Ответ: Да, а сам Владимир Алексеевич Солоухин приехал на съезд уже с предназначенной темой – для сбора средств на восстановление Храма Христа Спасителя в Москве, который был взорван Христоубийцами-большевиками еще в 1929 г. Тогда я его предупредил, что нужно было бы предпринять более важное дело – востановление Иверской Часовни при Кремлевских воротах. Эта идея была принята и стала мотивировкой для активной работы, в частности, Юрия Николаевича Чурюканова, который и нашел в архивах Москвы оригинальные планы часовни 18-го века. Короче, часовню восстановили на прежнем месте при содействии самого патриарха Алексия Ридигера а 1995 году, и наша сподвижница Елена Сергеевна Голицына-Наварр была на празднике освящения Иверской часовни в Москве. Во время её посещения Москвы, она вручила список Святой Иверской Мироточивой иконы «самому достойному» (по определению архиепископа Леонтия Чилийского, великого подвижника) иерарху русской Катакомбной Церкви архиепископу Лазарю (Журбенко).
- Были ли ещё необычные случаи?
Ответ: Конечно! Совершались неожидаемые попытки вторжения туда, где хранилась икона. Дважды злодеи проникали в квартиру бр. Иосифа, и мне пришлось ему найти другую, особую квартиру, которая была бы более безопасной для подобных случаев. Это было на втором этаже с отдельной дверью, и он её запирал на несколько замков. При выездах за границу без Святой Иконы, он передавал Икону одному доверенному лицу. Это была местная судья, пожилая француженка, которая покровительствовала брату Иосифу и устраивала ему встречи с потенциальными заказчиками его иконописных работ (русские в Зарубежье мало заказывали его труды, за исключением круга почитателей Дома Иконы).
- Значит, он этим зарабатывал свой хлеб?
Ответ: Да, в основном это было так. За квартиру брат Иосиф не волновался, поскольку Дом Иконы ему оплачивал проживание. При особом внимании княжны Голицыной и её сотрудницы, балерины Елены Вороновой, ему удавалось облегчить свой трудный путь. Об этом хорошо написано на сайте Русь-Святая:
«Брат Иосиф был верен той же клятве, что и игумен Климент: не позволить святой Иконе стать источником материальной прибыли. Тем не менее, клятва эта подвергалась испытаниям со стороны тех, кто пытался отнять Икону у Иосифа. В конце концов, при помощи и поддержке ближайших друзей, он решил нотариально оформить документ, подтверждающий его право хранения Иконы»
Тут могу определенно сказать, что после очередной попытки кликуш вокруг Владыки Виталия, мы с сестрой Тамарой поехали с братом Иосифом к местному нотариусу, где была официально зарегестрирована Икона, как принадлежность самого брата Иосифа. Лично я, как свидетель, вместе с братом Иосифом, вручил этот документ самому Митрополиту. Конечно, он был недоволен, но после этого не возникало инцидентов, кроме как уже в августе 1997 года, когда Митрополит Виталий вручил брату Иосифу письмо на французском языке, предупреждая его впредь, что Святая Икона должна быть под его, Митрополита, эгидой. Сразу после этого брат Иосиф покинул Канаду в последний раз и направился в Провемонт, во Францию, в Лесненский монастырь, где он всегда чувствовал себя, как дома.
- Можете ли Вы рассказать немного о начальном периоде жизни брата Иосифа в Монреале? Как вы с ними познакомились?
Ответ: Брат Иосиф приехал в Монреаль на Рождество 1975 года. Поскольку он не говорил ни одном языке, кроме испанского, то сблизился с нашей семьёй. Мы знали испанский потому, что раньше жили в Аргентине.
Сестра Тамара, которая была долгое время ведущим сопрано в кафедральном соборе Святителя Николая – а мы жили прямо напротив храма – решила пригласить новоприезжего посетителя. С ним был наш знакомый с детства о. Сергей Киндяков (Слава), которого мы знали ещё по лагерю в Парше и Австрии. Он, отбивая свою должность, как монах на подворье, и как единственный, говорящий на испанском языке, был весьма доволен, что нашлись ещё другие собеседники из Южной Америки. Тогда мы его просто называли Хозе – и быстро подружились. Вскоре он стал полностью как член нашей семьи. Каждую субботу после вечерни пили чай, рассказывал он анекдоты и долго вспоминали обо всех знакомых из Южной Америки, особенно о Владыке Леонтии, которому уподобилось и мне однажды в детстве прислуживать, приехав на службу к о. Михаилу Донецкому.
Первые недели были весьма затруднительными, могу опять процитировать сайт Русь Святая http://www.rus-svyat.ru/publications/128/
«После настоятельных рекомендаций сопереживающих ему новых друзей – семьи Новицких, за счет канадского правительства, как новоприбывший, он поступил на годичные языковые курсы, где обучался как французскому, так и английскому языкам, съехав с Подворья в более чем скромное съемное жилье. К сожалению, ничего не получилось также и из идеи митрополита Виталия направить брата Иосифа на обучение к иконописцу Н.Н. Шелехову, который из-за занятости своими заказами и слабого здоровья, дал брату Иосифу всего несколько уроков и перестал с ним заниматься. Брат Иосиф вспоминал, что в то время в Монреале он жил настолько скромно, что очень часто случалось так, что у него просто не было денег даже на проезд в метро. Однажды он все-таки сел в метро и поехал наугад. Вышел на какой-то станции и оказался перед церковью, посвященной Божией Матери, войдя в которую увидел прекрасную икону Богоматери «Страстная» перед которой коленоприклонено и горячо клятвенно молился: «Пресвятая Богородица, я перед Тобой. Ты меня привела сюда. Ты знаешь, что я хочу стать монахом, но нет монастыря, куда бы я мог пойти. Я обещаю Тебе жить в бедности, целомудрии и послушании Церкви». Поднявшись с колен, он почувствовал необычайную радость и как бы услышал в сердце ответ Богородицы: «Будь готов мне служить»
Итак, брат Иосиф воспрянул в те дни и не унывал. Работал на кухне в самом шикарном отеле города и часто вспоминал о комичных сценах в отношениях с местным населением. За какой-то год он полностью научился бегло говорить на французском языке. Знал, что всегда были близкие к нему друзья, на которых он мог рассчитывать. А я его считал всегда своим близким испанским рыцарем; он настойчиво вел свой образ жизни (вроде монашевского обряда) ожидая чего-то особенного. Жизнь в Монреале была совсем иная с тех пор, как он окончил педагогический университет и преподавал уроки искуства в частном колледже в своем городе Валпараисо (это военный портовой город, где когда-то его отец отбывал службу в Морском Флоте Чили). Брат Иосиф очутился на пороге бедности. Это его совсем не смущало, и он постепенно приобретал опыт, стал изрядным иконописцем.
Можно еще сказать, что брат Иосиф был весьма одаренным человеком в смысле прозорливости. Кроме того, что он мог «видить насквозь своего собеседника». Были и случае, когда он «видел» конец своих близких. Например, он мне рассказывал, как в Чили, до приезда в Канаду, он беседовал с приятелем юности и вдруг, оглянувшись в его сторону, заметил как бы затмение его лица. Другими словами, лица просто не видно было, только тело. Протирая глаза, он вздрогнул, и подумал, что с приятелем что-то будет не в порядке. Через несколько дней брат Иосиф узнал, что его знакомый погиб в автокатастрофе, когда машина съехала с гористой дороги. Он также мне рассказывал, что к нему часто подходили с просьбой предугадать будущее. В молодости брат Иосиф брался за колоду карт и точно предсказывал некоторые детали жизни собеседника, хотя это могло бы сыграть и не в пользу того. В 1970-е годы было несколько раз, когда мы с сестрой были свидетелями этого. Он и о себе самом мог в некоторых случаях предвидеть будущее. Подтверждаю, что это было сделано в узком кругу приятелей и уже после поездки на св. Гору Афон брат Иосиф полностью перестал заниматься карточным гаданием и другими формами «предсказательства».
- Видели ли Вы его в затруднительных случаях? Ведь брат Иосиф тоже имел свои недуги?
Ответ: Брат Иосиф нес свой крест и ответственность как святой долг и был непоколебим в этом. Кроме того, что он вел особо строгий монашеский образ жизни и молился в любую свою свободную минуту. Он посещал со святой Иконой тяжело больных. Уже совершались невероятные чудеса. К примеру, могу сказать о тяжело больной прихожанке г-же Сидоровой, которой пришлось пойти на тяжелую операцию мозга. Была возможность что, она не проживет операцию. Попросила святое Миро от бр. Иосифа. Он ей передал флакончик и после того, как её подстригли перед операцией, она намазала свой череп этим миром. 9 часовая операция прошла успешно. После возвращения в палату реанимации, она снова взяла бутылочку с миром. Оказалось, что пустой флакончик чудесным образом вновь заполнился.
Почти что каждый месяц бр. Иосиф путешествовал по многим приходам и городам Северной Америки. Бывали случаи, когда он яростно возмущался поведением некоторых клириков. Например, так случилось один раз в штате Майями, другой – в штате Флорида, куда он приехал на отдых к друзьям. Тайно от бр. Иосифа, местный священник договорился с телевизионной компанией о весьма неблагоприятной инсценировке. Это точно описано самим братом Иосифом так:
«Однажды в Америке один приходской священник мне сказал: «подождите дома, мы с крестным ходом придём за иконой». Подумал: «какой хороший священник, какое благочестие!». Но когда я открыл дверь, то увидел, что пришло много людей с телевидения, чтобы снимать Икону. Я закрыл дверь, оставил икону на аналое и крикнул через окно: «Батюшка, даю вам 5 минут, чтобы вы отослали телевидение». Он мне отвечает: «но они уже заплатили за то, чтобы снять шествие». Я ему: «верните им деньги». – «Но деньги нужны приходу». – «Бог вам пошлет», сказал я».
Вопрос тут был более щепетителен. Оказывается, учредители и представители телекомпании были евреи, а брат Иосиф, узнав об этом, высказался, что он никогда не будет иметь дело с Христаубийцами. В других случаях он неоднократно высказывал свой гнев по поводу талмудистов.
Был еще особый случаи в 1987 году, когда брат Иосиф собирался поехать на свою родину, но не хотел тратить большие деньги на билет. А билеты в Южную Америку стоили всегда в два раза дороже, чем в Европу. Тут подвернулась возможность от одного соседа, местного француза, получить особую скидку. Француз часто «путешествовал», и попросил бр. Иосифа «поливать ему цветы в его квартире». Бр. Иосиф и не подозревал о двойной жизни этого человека и, приняв дешевый билет, полетел в Аргентину проведать свою матушку. Однако, в столице Чили ему подвернулась еще и «приятельница» того соседа француза, которая в особом наивном подходе попросила бр. Иосифа сделать им услугу, и провезти статуэтку Мадоны обратно в Канаду. Брат Иосиф, не видя в этом никакого подлога, а святую Мироточивую Икону он оставил у своей знакомой судьи в Монреале, согласился взять с собой статуэтку с католическим изображением Богородицы. Тут и вышел подлог наружу. Оказывается, аферисты хотели употребить бр. Иосифа как извозчика при пересылке наркотиков, вложив более килограмма кокаина в статуэтку.
В аэропорту самолёт был задержан и досмотрен при посадке, а брат Иосиф попал в затруднительную ситуацию – ему пришлось давать объяснения, откуда взялся кокаин. Чилийская спецслужба передала его дело канадской федеральной службе, и тут я должен был ему помогать своими связями. Допросы велись целый день. В итоге поверили, что брат Иосиф стал жертвой злонамеренных людей.
После этого случаи бр. Иосиф всегда проверял со мною все отдельные ситуации с незнакомыми людьми, и часто с теми, которые просились к нему в друзья и происходили из СССР.
- Кроме Митрополита Виталия, – были ли другие попытки отнять Святую Икону у брата Иосифа?
Ответ: Да, конечно были.
В самом начале, как икона только появилась, в 1983 году, «серый кардинал» РПЦЗ прот. Георгий Граббе – уже став епископом Григорием, хотел заполучить икону любыми средствами. Тогда дошло до того, что он самолично решил съездить на Св. Гору и попытаться через игумена Климента заставить бр. Иосифа передать Икону синоду РПЦЗ, которым Граббе управлял безраздельно, как администратор. Но дело не увенчалось успехом. Монахи, узнав кто этот нежеланный гость, даже не приняли его внутрь, закидали старика камнями. В конце концов, он уехал со Святой Горы поруганным и оскорбленным.
Брат Иосиф после той истории никогда не доверял секретарю Синода, но был позже в хороших отношениях с его дочкой Марией Граббе, и особенно близок был к сестре епископа Григория, игумении Магдалине Граббе, которая была настоятельницей в Лесненском Монастыре. Брат Иосиф очень дорожил её советами и неоднократно говорил мне о её мудрости. Он каждое лето ездил в Лесненский монастырь, где и начал расписывать все иконы для иконостаса. Матушка Магдалина скончалась в возрасте 84 лет в 1987 году, и брат Иосиф очень скорбел по её кончине. Он много времени проводил в глубоких беседах с ней.
После всех событий и после того, как мы устроили ему нотариальную бумагу о принадлежности святой Иконы, наши иерархи перестали его мучить с этим вопросом. А в 1991 году Владыка Виталий взял брата Иосифа с собой в далекий путь – на очередной Всемирный съезд Русской Православной Молодежи в Аргентине. Я начал готовить этот съезд ещё в 1983году, во время посещения Буэнос-Айреса. Съезд получился весьма успешным, в августе 1991года. В России в это самое время произошёл ГКЧП и, в конечной итоге, развал СССР.
- И последний вопрос: если на Икону брат Иосиф не давал собирать средств, или, как он выражался: «не позволить святой Иконе стать источником материальной прибыли», как он мог разъезжать по миру с иконой и иметь средства на жизнь?
Ответ: Я уже подметил тот факт что две благочестивые труженицы – православные прихожанки кафедрального собора г. Монреаля, Елена Сергеева Голицына-Наварр и Елена А. Воронова, смогли лично от себя и, собирая средства со всего мира, представляли обширную помощь бр. Иосифу, включая расходы по квартире, телефону и поездкам в Европу. До некоторой степени, бр. Иосиф выражал своё «неудовольствие», считая, что это и есть сбор средств на Икону, которому он противостоял. Но брат Иосиф практически не видел всей этой огромной работы, а собирание средств, конечно, производилось ради поддержания его самого, чтобы он мог служить Иконе. Эти средства никого не обогащали и использовались только на благое дело.