Беседа прихожан Свято-Троицкого собора в городе Буэнос-Айресе с братом Иосифом во время посещения Мироточивой Иконы в сентябре 1995 г.
Перевод сделан прямо с видеомагнитофона. Осуществлен стараниями членов Братства Преподобного Сергия Радонежского при Свято-Троицком соборе, о которых смиренно просим вознести молитву Богу пред Иконой Его Пречистой Матери.
О. Валентин: Брат Иосиф, мы живем в эпоху, когда иконопись стала знаменитой, я хочу сказать, что она прешла границы религиозности, и, поэтому из-за многочисленности интересующихся в иконописи теряются смысл и еще много чего важного, касающегося самой иконописи. Ты думаешь, это (пробуждение) нужно считать полезным или нет?
Иосиф: Во-первых, я считаю, что иконопись — это очень древнее наследство христиан. Люди водили детей в храм и показывали им иконы двунадесятых праздников, как, например, икону Рождества Иисуса Христа, то есть показывали детям догмат Св. Церкви. Дети смотрели на Иисуса Бога и одновременно на Иисуса Человека, они замечали, что к этому Младенцу ходят волхвы и народ на поклонение, то есть к Божественному Иисусу; и, с другой стороны, видели, как женщины моют младенца, то есть Иисуса Человека. Сегодня есть тенденция уничтожать все святое, все сакраментальное. Например, одна католическая монахиня хотела пройти за иконостас и войти в алтарь, и когда о. Валентин сказал ей, что только священники могут входить в алтарь, то она (в отличие от старых католических монахинь) ответила, что она, мол, тоже министр. Вот новая философия, которую хотят ввести в Церковь.
Есть много людей, желающих купить иконы просто для декорации. Икона — это объект культа, святая вещь: как св.Чаша и Крест. Все иконы чудотворные, все иконы святые, и мы должны их хранить таким образом у себя дома, то есть, в красном углу. Теперь стараются всячески все уничтожить и не упоминать имя Божье. Если вы будете с интеллигентами говорить о Боге, будут на вас смотреть, как на болящего, странного.
Единственное достойное место для икон — это храм или дом христиан. Вы сами видите, как продаются в магазинах иконы и люди их покупают, чтобы держать где придется, для украшения. Икона должна занимать самое почетное место дома. Раньше, в России, все происходило перед иконами. Когда молодые собирались венчаться, родители благословляли их иконами, ибо образовывалась новая семья. И так поколениями. Но теперь смысл святого постепенно утрачивается.
Из публики: Вы перешли в Православие в 14 лет, будучи римо-католиком, нам бы хотелось знать, что вас привлекло к нашей Церкви.
Иосиф: На мое первое впечатление повлияла встреча с архиеп. Чилийским Леонтием, его христианский подход. Он действительно принял меня с христианской любовью. Я подумал, что если в этой Церкви так принимают людей, то, наверное, потому, что эта Церковь — Святая.
Мне было лишь 14 лет, и, конечно, у меня не было того отношения к нашей Церкви, которое есть сегодня; но та встреча, и как принял меня архиеп. Леонтий, меня тронули, и я начал ходить в эту Церковь.
Народ: Как вы смотрите на возможность поехать в Россию с иконой?
Бр. Иосиф: Конечно, есть такая возможность. Оттуда будет возрождение всей нашей Церкви. Только, чтобы поехать в Россию, надо войти в дверь, а не в окно. Икона — святыня, появившаяся в нашей Церкви, похвала нашей Церкви! Нам нечего скрывать, и будет просто позор, если она войдет в Россию инкогнито.
Народ (в ответ бр. Иосифу): Очень хорошо, правда.
Иерей Павел: Есть много людей, не понимающих сути разногласий и самой разницы между нашей Церковью и Московским Патриархатом. Ты бы мог согласиться с принятием иконы иерархами Московского Патриархата? Конечно, мы знаем, что нет человека на земле безгрешного. Даже самый праведный и самый святой из наших епископов — грешный. Но, как говорил Достоевский: я люблю больше свой народ не потому, что он грешит меньше, чем европейские народы, а потому, что он сознает, что грешит. К сожалению, большинство епископов Московского Патриархата и, повторяю, к сожалению — не сознают, что грешат. Вот, ты бы согласился, чтобы икону принял тот человек, которого некоторые называют святейшим?
Иосиф: Нам надо понять одну очень важную вещь: они являются продуктом этого ужасного режима, называющегося коммунизмом. И наш образ действия по отношению к ним должен быть — сострадание. У них не было возможности, как у нас, открыто проявлять свою веру. И мы должны их принять, как братьев. Но мы не должны ни принимать, ни соглашаться с ересью экуменизма. Например, эта ересь является одной из главных причин, из-за которой наша Церковь не может общаться с Московским Патриархатом. Потому что как раз экуменизм очень тяжелая и опасная ересь, имеющая в своих целях уничтожение Церкви Христовой. И мы, христиане, должны защищать нашу веру и не принимать (признавать) экуменизма. А, к сожалению, Московская Патриархия принимает участие в экуменизме. Вот это плохо. Поэтому мы не можем следовать по стопам патриарха в его пути к экуменизму, ибо экуменизм — это ересь.
О. Павел: А можешь ли ты, своими словами, объяснить им, что экуменизм — это ересь?
Иосиф: Экуменизм — это страшная дочь гуманизма, утверждающая: не важно, во что мы верим, важно молиться и быть вместе. Но св. Иоанн Богослов говорит, что тот, который не верит, что Иисус Христос есть Сын Божий, да будет анафема. Вот и мы не можем общаться с теми религиями, которые не проповедуют, что Иисус Христос есть Сын Божий. Есть много еще причин, но я считаю, что экуменизм является первой и самой важной причиной, разделяющей нас с Московской Патриархией. Ее приверженцы встречаются со всеми и поют, и танцуют, держась за руки. Самое важное для них — это провести время вместе и хорошо, а не угождать Богу. И мы не должны соглашаться с этим. Экуменизм старается уничтожить все, что свято, всякую традицию. Я не хочу критиковать другие церкви, ибо считаю, что мы должны относиться к ним с состраданием, эти люди просто вне правды. Но мы можем видеть последствия этой ереси. Уже много лет я живу не в Южной Америке, а в Канаде, поэтому буду говорить о происходящем там. Знаю, что католики уже ввели в литургию танцы, любые музыкальные инструменты, любые способы выражения; каждый может встать и начать петь или хлопать в ладоши, и тогда это уже полный хаос.
Самое великое в нашей Церкви — это значение и смысл Таинства. А у них уже начинают монахини входить в алтарь: уже нет святого места нигде, нет вообще ничего святого. Экуменизм очень опасная вещь, хотя он и показывает, что хорошо быть вместе, но Господь наш сказал, что Церковь будет малое стадо.
Мы знаем, что здесь есть очень известная песня из аргентинского фольклора, которая называтся «Миса криожа», т. е. — криошской службой. В этой службе перемешиваются святые слова разных христианских молитв с мирской мелодией. И все повторяют эти слова, танцуя под ритм этих мелодий. Таким образом аргентинцы на своих собраниях вечером поют, танцуют, едят и пьют много вина допоздна; а на следующий день — так как они очень благочестивые — идут на богослужение, где слышна та же музыка, но со словами молитв. О чем они думают в этот момент, разве они молятся?
Народ: У меня есть т. н. личный вопрос: носить святую икону, я считаю, что для тебя — это и крест, и благословение. Мы бываем очень редко перед иконой, но ты живешь с ней, и каждый день бываешь перед ней. Как ты переносишь это, как ты живешь с этим?
Иосиф: Я думаю, что каждый христианин должен работать для Церкви и ей служить. Но отец семьи не мог бы ходить и ездить с иконой по всем приходам, потому что именно надо отдаться Божией Матери всецело, отдать свою жизнь Ей. Я не выбирал этого. Никогда не молился для того, чтоб иметь чудотворную икону, но когда икона пришла в мой дом и началось это чудо, я тотчас понял, что я обязан оставить все, отдаться Богоматери, и жить, как монах. Не отказываю никому и езжу, куда надо. И ты прав, это крест, но всякое служение Церкви — крест. Священство есть крест, надо служить 24 часа в сутки. Я это понимаю, не будучи священником, ибо часто бывает, что должен сам служить 24 часа в сутки.
Но служить Богу надо не только по воскресеньям, а каждый день, и не только священник должен это делать, а каждый христианин. Служить Богу надо каждую минуту нашей жизни.
О. Валентин: Ты едешь куда хочешь, как и когда хочешь? То есть, ты сам все решаешь?
Иосиф: Всякое чудесное явление подчиняется авторитету Церкви; если это не так, то оно превращается в анархию и не имеет тогда никакого смысла. Не бывает чудес вне Церкви, они являются для служения Церкви и христианам. Люди звонят Митрополиту за благословением и просьбой о посылке иконы, и сам владыка решает и говорит мне, куда и как ехать. Иначе просто невозможно для меня. Иногда сам владыка Митрополит принимает на себя ответственность путешествовать с иконой: если я не еду, он сам берет икону.
Народ: Расскажи нам, как обыкновенно поступают с Иконой, когда она ездит в далекую епархию, как например, в Аргентину или в Австралию. Где бывает Икона? Ездит ли по приходам или остается только в одном приходе?
Иосиф: Могу вам сказать, что я останавливался на время в разных странах и городах, но единственное, что я там видел — это аэродромы, храмы, больницы и дома для престарелых.
Народ: Но, брат Иосиф, как ты поступаешь, когда в одном городе есть много приходов?
Иосиф: Там, где есть архиерей, он решает, как поступать с Иконой. Но могу вам сказать, что обыкновенно люди собираются в одном приходе. Например, покойный владыка Антоний Женевский приказывал всегда, что когда Икона находится в одном приходе, служб в других приходах не бывает, и все собираются в том приходе, где находится Икона, и священники, и миряне. Все собираются вокруг Иконы. Потому что никогда не известно, когда Икона будет опять. И бывает очень печально, если не собираются в одном месте вокруг Иконы. Не из-за меня, но, поверьте мне, что это чудо является великим чудом, и когда Икона бывает в соборе или в маленьком храме, тем более, если это воскресение, нет служб в других приходах и все собираются там, где Икона. Тогда бывает истинное единение Церкви, ибо не существует множества православных церквей — Церковь Одна, Святая, Нераздельная; и бывает очень грустно, когда страсти человеческие преодолевают веру.
Мы с отцом Валентином делали все возможное для того, чтобы Икона была во всех приходах не только в городе, но и в провинции. В древней России народ проходил много километров для поклонения святыням. А в такой век, как наш, когда есть автомобили, мы, наоборот, должны ездить по домам и приходам с Иконой. Я лично очень страдаю, когда бывают раздоры и ссоры, и некоторые священники не хотят, чтобы Икона поехала в какой-либо приход, потому что они в раздоре.
Народ: Возвращаясь к вопросу поездки иконы в Россию. Не наказывается ли русский народ за грехи церковной власти? То есть, не думаете ли вы, что можно было бы поехать с Иконой в Россию из-за народа и для народа, а не из-за Московской Патриархии?
Иосиф: Да, наказывается. Пророк Илия наказывал народ засухой в течение трех лет. Из-за грехопадения своей королевы Елизаветы страдал весь народ. Я думаю, что русский народ наказан и страдает из-за этих лет коммунизма, уничтожившего веру в сердцах почти всех людей. Если б была вера в России и церковная власть была бы истинно верующая, то они бы уже давно обратились к истине. Но ничего не изменилось в России. До сего дня для архиерея Московской Патриархии его служение не более и не менее как простая карьера. Я знаю, что вся Россия ожидает этого момента, но надо к этому моменту достойно готовиться. Есть люди в России, которые Икону знают очень хорошо, и мы им посылаем постоянно, с самого начала чуда, кусочки ваты для их утешения.
О. Павел: Русь была Святой Русью и называли ее еще Домом Пресвятой Богородицы. Но дело в том, что Сама Божия Матерь была выгнана из своего дома. И сама Божия Матерь решает, когда Ей вернуться в Свой дом. Мы можем узнать уровень духовного состояния русского народа, глядя просто на их духовных руководителей. Пока это не изменится, нельзя будет ехать туда. Были священники — якобы наши — из России, предлагающие Иосифу поехать в Россию, обещая ему большой заработок, но никто из них не говорил о том, что будет полезно для души, для спасения людей и перерождения народа.
Народ: Хотелось бы знать, выражала ли когда-либо Римо-католическая церковь свой интерес к Иконе.
Бр. Иосиф. Да. Несколько лет тому назад папа гостил в Канаде, и тогда один епископ связался с владыкой Митрополитом Виталием и сказал, что святой отец выразил большой интерес почтить Икону и спросил, есть ли возможность отвезти ее в католический собор Монреаля. Владыка Митрополит ответил, что папа приглашен в наш собор Свят. Николая. Два дня спустя кардинал Монреаля позвонил владыке Митрополиту и сказал, что папа не сможет приехать, так как его расписание перегружено. Владыка Виталий ответил, что это очень печально, и что у Божией Матери тоже нет времени поехать в католический собор к папе римскому.
Но все равно большое количество католиков приезжает поклониться Иконе, и многие понимают, что Богоматерь Одна для всех, только Одна.
Но я хотел добавить — перед тем, как закончить — что в нашей Церкви есть одна волна, так сказать, националистическая, желающая освобождения России. Они видят, что русский народ в духовном плену. Для утешения этого народа они посылают продукты питания и одежду. Но иногда я задаю себе такой вопрос: сколько из этих людей, что так усердно стараются помогать русскому народу материально, действительно усердно и сердечно молятся Богу Всевышнему об избавлении и спасении русского народа и для восстановления Православия в своей полноте? Много людей заботятся о гуманитарной помощи. Но сколько из нас действительно сердечно и тепло молятся за духовное возрождение России?
Народ: Узнали ли вы причину, из-за которой Божия Матерь избрала вас для такого служения?
Иосиф: Игумен афонский сказал мне, что знать об этом «не хорошо для твоего смирения и для моего».
Народ: Вы бывали во многих местах. Расскажите нам, как молодежь принимает Божию Матерь в других странах, и что вы можете им сказать в этом веке бесконечных соблазнов для того, чтобы они твердо стояли и хранили свою веру?
Иосиф: Я думаю, что сегодняшняя молодежь имеет очень трудную и тяжелую жизнь. Они окружены многими искушениями, из которых первое есть материализм. Многие молодые люди говорили мне: я верю в то, что могу осязать. Но это чудо переменило жизнь многих молодых людей. Мы молимся: Верую в Творца видимым же всем и невидимым. Проявление этой святой Иконы является проявлением невидимого мира. В Северной Америке молодой парень должен быстро иметь машину и счет в банке; таким образом он уже бросился в материальный мир, он учит¬ся в университете для того, чтобы потом работать и копить деньги. И так многие живут в этом материальном мире, забывая, что есть и духовный мир. Часто родители не будят по воскресениям своих детей на церковную службу из жалости, чтобы их не тревожить. Зачастую сами родители являются главными виновниками духовной распущенности своих детей, у детей нет родительского примера.
Мы тоже много критикуем молодежь, но не забывайте, что эти времена очень трудные для молодежи. Уже во многих странах за деньги можно все купить, абсолютно все. Когда Икона прибывает в какой-нибудь приход, молодежь собирается, потому что они видят в ней невидимый мир, и у многих меняется жизнь. Молодежь берет пример со своих родителей: если родители ходят в церковь, но говорят неправду, молодежь им не верит. Мы можем дать важный совет — это не врать нашим детям.
Народ: Я слышала, что есть одна икона Богоматери и частица Покрова Пресвятыя Богородицы в Ватикане, от которых бывают чудеса. Что вы об этом знаете?
Иосиф: Знаете? Бывает много фантазий вокруг чудес. Я бывал в церквях, где меня не знают, и вы не можете себе представить, сколько разных версий об этом нашем чуде мне рассказывали: просто неузнаваемые истории.
(Затем бр. Иосиф, по просьбе людей, повторил историю приобретения св. иконы и начала чуда — изд.).
О. Павел: Недавно состоялось прославление свят. Иоанна Шанхайского, расскажи, пожалуйста, своими словами о своем впечатлении от прославления и считаешь ли ты, что прославление наложило на нас теперь какую-то особую ответственность.
Иосиф: Я хочу сказать еще одну вещь: 12 ноября того года в одном из изданий Московского Патриархата было написано о нашей Церкви, как о духовно мертвой Церкви, так как якобы нет в ней никакого чуда. А тут же, 24-го, началось чудо.
Говоря о прославлении: каждый раз, когда Церковь прославляет святого, она нам приводит пример: образ святости, и в этом есть всегда какая-то премудрость. Бог как бы показывает нам святые примеры жизни, в которых мы в это время нуждаемся. Недавно тоже было прославление свв. Оптинских старцев. Что это за святые? Они были духовными отцами народа. Такими, которых теперь нет. Старцы и духовные отцы были так важны для России! Важнее, чем родители. Мы нуждаемся в таких старцах. У нас их нет; может быть, в России есть много, но где они — мы просто не знаем. Я твердо верю, что в России, несмотря на болезнь духовных руководителей, есть простые люди в городах, селах, деревнях, живущие истинно святой жизнью. Я всегда верил, что это чудо случилось не потому, что я поехал на Афон, а потому, что я являюсь частью этой Церкви. Оно свершилось ради святых молитв русского народа перед Ее иконами и его святого почитания Богоматери. Чудо не появилось по молитвам отдельных людей или отдельной епархии, а ради святых молитв всей Церкви, и новомучеников и исповедников Российских. Теперь св. Церковь предлагает нам образ святой жизни — свят. Иоанна Шанхайского.
Владыка Иоанн был человеком, не заботящемся о материальном, но всецело духовным. Он был очень теплым человеком, великим молитвенником и великим почитателем Божией Матери. И Святая Церковь прославляет такого святого, ставя его в пример как человека, заботящегося только о духовном в этом гнилом материальном мире. Мы должны подражать владыке Иоанну в его святости. Я думаю, что на нас теперь лежит такая ответственность: подражать вл. Иоанну в его пути к святой жизни. Владыка Иоанн служил Богу с большим смирением.
Из книги “Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф”
“Дом иконы”, Монреаль; “Паломник”, Москва, 2003