Беседа прихожан Свято-Троицкого собора с братом Иосифом (продолжение)
Народ: Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь случившемся чуде.
Иосиф: Есть столько чудес, что мы могли бы сидеть всю ночь здесь, рассказывая про них. В теперешнем веке лечение тела очень успешно преуспевает. Для меня самые большие чудеса происходят, когда люди исцеляются духовно, ибо, как сказано в Св. Писании: когда тело болеет, душа его поддерживает, но когда душа болеет, некому ее поддерживать. В этом веке есть много людей духовно-болеющих; и почему это так? Потому что нет у нас духовных руководителей, нет у нас старцев. Человечество ощущает этот недостаток и заболевает.
Одно из первых чудес было самое великое. Был несчастный случай: один мальчик упал и остался парализованным. Мы пришли в больницу и начали петь акафист; после пения акафиста мы положили икону на голову мальчика. Через несколько минут он сказал: я встану, и встал на удивление докторов, которые, конечно, начали говорить, что это была чисто психическая болезнь. Потом сам доктор сознался, что если бы он подтвердил чудо, то остался бы без работы.
Другое чудо произошло уже здесь, в Аргентине: привезли в церковь девочку, подготавливающуюся к операции сердца (пересадка сердца). Семья ее молилась перед Иконой и попросила у батюшки немного ваты. Несколько дней спустя мать пришла со слезами благодарить Богоматерь, так как при последней проверке доктора обнаружили, что сердце 11 -летней девочки не нуждается в операции.
О. Валентин: Можно тоже рассказать: когда русский моряк пришел с нами прощаться с опухшей рукой, одна из наших прихожанок заставила его положить руку на Икону. На глазах всех присутствующих рука моряка начала исцеляться.
Так же у нас в Мисионес был случай с двумя братьями. Они раньше ненавидели друг друга и угрожали в течение многих лет друг друга убить. Когда Икона приехала, впервые их увидели вместе: они помирились перед иконой; оба плакали и друг у друга просили прощения.
Иосиф: Я думаю, что не надо считать икону магическим объектом. Первым делом, до того, как подходить к иконе, надо смириться с нашими недостатками и смиренно принять их. Сколько людей приходило к иконе, смирившись с немощью, и на следующий день вставали совершенно здоровыми. Не надо думать, что вы будете подходить к иконе, и все будет разрешено магическим способом: что у вас та или иная проблема сама разрешится. Перемена в нашей жизни зависит в первую очередь от нашего глубокого покаяния. Все остальное приложится.
Народ: Думаете ли вы, что существует какое-то особое совпадение в том, что обручником Божией Матери был Иосиф, и вы, попечитель иконы в эти последние времена, носите то же имя?
Иосиф: Я никогда не думал об этом. Честно вам говорю, что только думал о том, что являюсь просто маленькой частью Церкви Христовой, как каждый из вас. Может быть, из-за того, что у меня нет семьи, и я был свободным.
Бр. Александр: С благодарностью Богу я знаю брата Иосифа ближе, чем многие из вас, и могу сказать вам, что он никогда себя не считал охраной иконы, а наоборот — он и мы все верим, что Матерь Божия через Свою Икону Сохраняет Иосифа во всех шагах его жизни.
Иосиф: Протестанты отрицают Божию Матерь, но мы знаем, что можем к Ней прибегнуть также, как мы обращаемся к родной матери за помощью. Мы должны себя чувствовать уверенными и защищенными, потому что у нас есть Мать, любящая нас. Ведь мы знаем, что к родной матери всегда можно обращаться за помощью, так же мы должны знать, что есть Благая Заступница рода христианского, и мы можем к Ней обращаться всегда, и Она нас услышит.
Народ: Бр. Иосиф, вы, наверное, заметили, что там, где Икона, всегда бывает много исповедующихся. Люди как-то чувствуют желание исповедаться.
Иосиф: Да, Богоматерь призывает всех нас к покаянию и к принятию святых Тайн Христовых. Это очень важно. И мы должны откликнуться на этот призыв.
Народ: Что говорят протестанты об Иконе?
Бр. Иосиф: Протестанты говорят всегда, что любая икона — это идол, и мы являемся идолопоклонниками. Это все, что можно сказать. Вообще, они не верят в Божию Матерь.
Народ: Глядя на появление множества разных псевдоиконописцев и на «моду» покупать русские иконы для украшения домов, объясни нам, пожалуйста, что значит быть иконописцем, какая должна быть связь и отношение между иконой или будущей иконой и ее иконописцем.
Иосиф: Иконография — это не художество, так как икона является результатом нашего духовного состояния после долгого пребывания в посте и молитве. Надо быть смиренным, слушаться канонов Святой Церкви, иначе мы стали бы некими «Пикассо» или «дали». Иконография — не художественное изображение; иконография — догмат. Иконописец должен жить святой жизнью, чтобы быть способным передать на доску некое святое. Если кто-нибудь не будет слушаться этого догмата, то он не будет писать иконы, он просто будет делать что-то другое.
Народ: Что ты можешь сказать о людях, которые копируют старые иконы со всеми их признаками или чертами ветхости? Думаешь ли ты, что можно молиться перед такими изображениями?
Иосиф: Икона тоже созревает со временем по нашим церковным и домашним молитвам. В древней России в каждом доме был красный угол, где стояли иконы, перед которыми происходили самые главные семейные события. Входя в дом, первым делом кланялись иконам, а потом хозяевам дома. Икона играла великую литургическую роль.
Расскажу вам об одном очень печальном случае. Однажды я был в Мюнхене, гостил у одного друга, реставратора художественных изделий. Один богатый немец пригласил его на дом на открытие выставки художественных изделий, между которыми было одно, реставрированное моим другом. Мой друг взял меня с собой, так как знал, что мне тоже будет очень интересно. В какой-то момент мне надо было зайти в туалет. И я спросил у мужчины, стоящего рядом, где он находится, он мне показал дверь. Я открыл ее, чтобы войти, и сразу закрыл, потому что увидел, что на стенах висели старые русские иконы. Я вернулся к тому же человеку и переспросил, где туалет, он повторил мне, что именно та комната, где висят русские иконы, является туалетом! Вот, как теряется смысл и значение святого. Эти русские иконы принадлежали храмам или домам, где перед ними молились бесчисленные русские люди! Мы говорим об иконоборцах в древности и забываем, что в этом веке существует много иконоборцев. В Париже, в антикварных магазинах иногда витрины пустые, но иконы лежат на полу. И это показывает нам, на каком духовном уровне находится сегодня мир.
Народ: Вы думаете, что изображение святого любым художником уже является иконой?
Иосиф: Апостол Иаков говорит, что из одного источника не может течь сладкая и горькая вода. Для писания иконы нужно подготовиться духовно посредством поста и молитвы. Изображение, нарисованное кем-то по художественным причинам, является простым изображением, но никаким образом нельзя считать это иконой.
Народ: А если изображение освящается священником?
О. Валентин: Я вас понимаю, но тогда можно было бы приносить священнику любые вещи и после освящения считать их святынями.
О. Павел: На самом деле, в требнике, перед началом чина освящения святых икон, есть правило о писании икон. Священник должен отказаться освятить изображение, которое не соответствует православным правилам иконописи.
Иосиф: То же самое происходит с крестами. Вот слуга сатаны — знаменитая певица Мадонна. Она носит всегда много крестов по всему телу. Она так делает, чтобы осквернять св. крест. Это просто богохульство.
Народ: А если это фотография иконы?
Иосиф: Гораздо лучше иметь плохую фотографию настоящей иконы, чем хороший оригинал, который не является иконой.
О. Павел: Есть много фотографий икон, от которых происходят чудеса.
Народ: Бр. Иосиф, что тебя побудило стать иконописцем?
Иосиф: Я учился в Школе Художеств. У меня был талант, и я решил этим талантом служить Церкви. И воспользовавшись своими техническими знаниями, я начал учиться иконописи. Иконописец играет большую роль в этом современном мире. Он может переносить духовное на материальный предмет, на доску. Он как бы открывает небо и пишет на доске разными красками образы Божией Матери и других святых. Он держит нас в общении с этим невидимым миром.
О. Валентин: База, которую ты получил в Школе Художеств, помогла потом в изучении техники иконописи?
Иосиф: И да, и нет. Для изучения красок — да. Для рисунка фигур — нет.
Но раньше в России, в монастырях, иконописцы получали просто благословение, кисть и краски, и начинали писать без какого-либо другого художественного образования.
Народ: Куда надо обращаться за настоящей иконой? Что делать, если мы хотим купить настоящую икону? Как узнать, что это действительно икона?
Иосиф: Я думаю, что для этого надо обращаться к священнику. Он может не быть иконописцем, но, по крайней мере, он знаком с правилами иконописи.
Народ: Как смотреть на Мадонну Рафаэля?
Иосиф: Вкратце скажу. Мадонна Рафаэля является продуктом эпохи Возрождения, возрождение является культом тела. Когда вы выходите из музея Флоренции, после того, как видели мадонн, кормящих младенцев, что вы видите? Таких же женщин, с такими же лицами, с такими же телами, ходящих по улицам. Почему? Потому что то, что вы видели в музее, является копией человеческого тела. Возрождение есть самое большое хваление человеческому телу.
Иконография — хваление Богу и душам святых и праведных. Когда художник рисует человека, он отражает на лице и на теле свет солнца или другой свет. Но когда иконописец пишет икону святого и его лик, на этом лике отражается свет его души, его духовности. Размеры тела святых на иконах другие, чем человеческие, ибо святые не принадлежат этому миру, а миру небесному. Когда вы выходите из храма, не находите на улице лица или фигуры, которые похожи на иконы. Вот разница между возрождением и иконографией.
Народ: Какая была первая икона, написанная тобой?
Иосиф: Первая икона, написанная мною, была икона Преоб¬ражения Господня. Так подобает начинать всем иконописцам. Именно с иконы Преображения Господня.
Я не хотел читать вам никаких лекций или докладов. Мое желание было просто провести время и поделиться с вами своим смиренным опытом, как с братьями одной веры. С удовольствием отвечу вам на ваши вопросы простым способом, без всяких претензий. Искренно говорю вам с любовью о событиях, происходящих со мною, потому что только так можно дойти до сердец собратьев. Надо больше говорить между собой о духовных опытах и событиях. Мы теперь реже говорим о духовном, когда бывают собрания. Мы, верующие, должны говорить и рассказывать о великолепных красотах, которые Бог с нами творит. Должны говорить о наших духовных проблемах и просить помощи. Священник не откажет в ответах на вопросы. Священник отпускает нам наши грехи. Мы должны уважать своих священников. Мы не можем судить и осуждать священников, это Божие дело. Мы должны помогать священникам. У всех священников очень трудная жизнь. Священник всегда является как бы объектом наших клевет, и мы забываем, что от него получаем спасение, ради его молитв мы причащаемся. Перед тем, как осуждать священника, мы должны подумать, что мы хуже его, и тогда это нам поможет быть терпеливыми по отношению к нему.
Народ: Почему бывает, что иногда Икона больше мироточит, чем обыкновенно. От чего это зависит? От количества молитв? От духовного состояния людей?
Иосиф: После 12-и лет я видел, что где бывает больше исповедей и больше причастников, там больше источает миро Икона. Когда я вернулся на Афон с Иконой, монахи молились беспрерывно в течение трех дней. Столько мира тогда источала Икона! Миро текло, как водопад.
Народ: Это значит, что мы недостойны такого чуда. Мы не так молимся.
Иосиф: О. Валентин и о. Павел свидетельствуют, что икона в течение этих дней источает большое количество мира. Мы меняем ватки каждый день, и когда вынимаем вату, лежащую целый день, она совсем мокрая и пропитана миром. Я думаю, что Божия Матерь любит Аргентину, никогда не случалось, чтобы не хватало мира. Конечно, нельзя икону считать фабрикой мира, так как цель у Божией Матери не та.
Также надо сказать, что были места, где Икона вообще была сухая. Люди спрашивали у меня, почему так. Но я не мог ничего ответить; это Божия Матерь творит чудо, а не я. Икона бывает сухой на Страстной седмице каждый год. Первый год, когда это случилось, я возвращался из храма после вечерней службы Вербного воскресенья. Я заметил, что икона сухая. Тогда я позвонил владыке Виталию и сообщил об этом ему. Он сказал, что всегда останется у нас почитание к этой великой и чудотворной Иконе. Но после заутрени мы заметили, что аналой, где стояла (лежала) Икона, был намочен неимоверным количеством мира. Я вернулся с радостью домой. Но одновременно и со страхом, так как игумен афонский сказал мне, что настанет Пасха, когда Икона не будет мироточить. Владыка Митрополит объясняет, что в такую Пасху Христос будет страдать и как бы Божия Матерь с сочувствием будет страдать вместе со Своим Сыном.
Народ: Почему? Что будет тогда?
О. Павел: Это зависит от нас. От нашего духовного состояния. Бог спас от уничтожения праведников из Содома и Гоморры. Чем больше мы будем отходить от Бога, тем ближе будет этот самый страшный и печальный день, ближе будет и Страшный суд. Помните, что когда монахи молились на Афоне, Икона сильно мироточила. То же самое случилось, когда была хиротония владыки Иннокентия: икона мироточила много. Этим Божия Матерь показывала Свое благоволение и радость за восстановление иерархии нашей Церкви. Мы должны знать, что всё зависит от нашего духовного состояния и от наших молитв.
Иосиф: Хочу отметить, что никогда Божия Матерь не проявлялась на праздниках нового календаря. Всегда Божия Матерь проявлялась по праздникам старого стиля. Но это не дает нам права думать, что мы хорошие и у нас все хорошо. Я думаю, что мы должны смотреть на это чудо со смирением, ибо любое чудо есть милость Божия к нам, грешным. Бог чудотворит в нашей Церкви, чтобы показать живое попечение и заступление Божией Матери к нам, недостойным. Чудеса не должны быть поводом для нашего высокомерия, а наоборот — для нашего смирения.
О. Валентин: Чудо святого огня в Иерусалиме бывает тоже на нашу Пасху. Расскажи ты, Иосиф, как пережил эти моменты, ибо у каждого человека бывают разные впечатления.
Иосиф: Это было 9 лет тому назад. Войти в храм Гроба Господня бывает очень трудно, ибо там находится много греков, тысячи и тысячи греков. Надо прийти за один день до службы, чтобы занять место. Я был с группой людей из Америки и Канады. Греки, стоящие во храме, вели себя как дети — разговаривали, кричали. Вначале мне было неприятно, но потом вспомнил слова Спасителя: будьте как дети, чтобы войти в Царство Небесное, и успокоился. Потом прошел патриарх; сотворил крестный ход и прочел молитву Святому Духу. После этого эти тысячи и тысячи людей замолчали, было гробовое молчание. Мы все молились. Я поднял взгляд на небо и увидел в куполе синие искры, которые вдруг быстро полетели вниз и начали зажигать свечи патриарха и верующих. Самое удивительное: этот огонь, состоящий из 33-х свечей, не жжет вначале. Я сам приблизил огонь к своему лицу, и не было больно. Несколько минут спустя огонь принимает цвет нормального огня (сначала он синий) и начинает жечь. Но об этом великом чуде, происходящем каждый год на нашу Пасху, никто не говорит ни по радио, ни по телевидению.
Но почему-то людям очень трудно верить в чудеса. Расскажу вам еще одно: я знал монахиню, очень скромную и худенькую. Она продала все, что могла, чтобы на эти деньги приехать в храм Гроба Господня. Но так как она была такая худенькая и слабая, она не смогла войти в храм из-за толпы. В момент появления священного огня ее свечи зажглись сами, несмотря на то, что она находилась вне храма. Но кажется, что нам иногда стыдно рассказывать об этих чудесах. Это показывает, как человек постепенно отходит от Бога.
К сожалению, наша Церковь Зарубежная готовилась помогать России, но не направила все силы на духовную помощь, а на материальную. И мы, особенно в США, когда стало возможным, начали собирать деньги, продукты и посылать контейнеры с вещами в Россию. Мы теряли на это много времени и много сил, но забыли оказать им более сильную духовную поддержку. Это первая ошибка.
У нас есть великие пастыри, но они не занялись подготовкой других пастырей, нет у нас сейчас настоящих миссионеров. Однажды, на аэродроме, я встретился с монашкой, с которой начал разговаривать. Она рассказала, что она принадлежит к особой группе Католической церкви, состоящей из 200 монахинь. В течение 20-ти лет готовилась, изучая русский язык и собирая деньги для того, чтобы поехать в Москву и создавать школы. Я ей сказал, что это доброе дело. Она ответила, да, это доброе дело, но с особой целью: все девочки-ученицы должны стать римо-католичками. Что мы делали в течение этих 70-ти лет? Где наши усерд¬ные молитвы? Где наши искренние молитвы за русский народ? Неужели мы готовились только помогать России, возвращая ей национализм? Неужели мы не готовились вернуть России веру православную? Нам надо действовать не как политиканам, а как христианам. Вера может двигать горами. Спаситель сказал, что если мы не можем достигнуть чего-то, нам надлежит молиться и поститься. Вот, например, пост по средам и пятницам. Это маленькое дело, но на самом деле — это великое дело. Посты — это часть церковной жизни. Поститься по средам и по пятницам так просто! Никто не умрет, если не сможет выпить один день молока.
Народ: Возвращаясь к теме недостатка в духовных руководителях. Я считаю, что у нас, в Аргентине, на первом месте национальное чувство, а потом вера. Как ты считаешь: это хорошо или плохо? Если плохо, что нам делать? Такое тоже бывает в других странах мира?
Иосиф: Россия заболела духовно, и духовными средствами надо ее лечить. Национальные чувства играют большую роль. Я, не будучи русским, люблю Россию и мечтал бы там жить. Представь себе: ходить по улицам, где почти в каждом квартале есть храм Божий, колокола звонят во всем городе или селе, и на Пасху со всеми будешь христосоваться! Но это лишь мечта. Повторяю, Россия духовно больна. Вот почему нам необходимо помогать ей духовными средствами: молитвой и постом.
Из книги “Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф”
“Дом иконы”, Монреаль; “Паломник”, Москва, 2003