postheadericon На войне атеистов нету

Эту известную фразу я вспомнил, узнав случайно, что 25 февраля – праздник иконы Иверской Божией Матери.

С иконой Иверской Божией Матери у меня лично связана такая странная история. К середине августа прошлого года положение на луганском фронте стало совсем паршивым. ВСУ и войска нацгвардии окружили плотным кольцом Луганск, обстреливая город минами, пушечными снарядами, «градом».

Благо, что бОльшая часть населения город уже покинула, но и немногие, что остались, гибли тут круглосуточно под плотным огнем противника. Но самое неприятное стало то, что отрядам нацгвардии удалось 11 августа в районах Хрещеватое и Новосветловка перекрыть последнюю дорогу, связывавшую Луганск с Россией. Мне самому с трудом тогда получилось вырваться из осажденного города и осесть в Краснодоне.

Однако и Краснодон и, прочие населенные пункты вокруг него уж вовсю обстреливали, бомбили. Каждую ночь ополченческие отряды уходили пробить на Луганск дорогу. Не получалось. Возвращались к утру не все. А украинцы стягивали сюда все больше и больше сил, грозя прорывом до самой российской границы. Представители местной власти уж переправили семьи свои в Россию и сами были готовы к эвакуации. Настроение, честно скажем, было у всех подавленное.

И вот… в ночь на 18 августа, вижу я, в центре Краснодона появляются какие-то священнослужители с большой иконой.

В Краснодон из Афона привезли икону Иверской Божией Матери.

– Это икона Иверской Божией матери из Афона, – ответил на мой вопрос один из монахов. – Она сатану погонит.

– Ну-ну, – вдохнул я, понимая, что военный расклад далеко не в пользу ополченцев. Ополченцы же, прикладываясь к иконе, отрядами уходили в бой. Всю эту ночь под Краснодоном громыхало и полыхало. А рано утром во двор штаба армии привезли обломки украинского штурмовика. Второй сбитый «су», по словам зенитчиков, упал на вражеской территории. К тому же и в эту ночь удалось порядком разбить наступающую нацгвардию и отогнать врага подальше от Краснодона.

В день, когда привезли икону, под Краснодоном сбили лва украинских самолета. Обломки доставили в штаб армии ополченцев.

Икону поставили перед штабом, и ополченцы, под нею благословясь, шли в следующие ночные бои. Несмотря на огромный перевес в пользу украинцев – и Хрещеватое, и Новосветловка были освобождены за двое суток. Количество подбитых там украинских танков и прочей техники удивляло и даже не верилось, что вся эта сила не смогла выстоять перед не столь уж большим ополченческим войском. Дорога в Россию стала опять свободной, и скоро по ней отправился наш первый гуманитарный конвой.

Казалось бы, а причем тут икона? Не знаю, братцы, не знаю… .

***

Предание об Иверской иконе Божией Матери таково

В IX веке, во времена ереси иконоборства, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь.

Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону и поставил её в храме. Но на другой день икону не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами.

Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона пребывает и доныне. По имени обители икона эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».

Через пару дней после прибытия на Луганщину иконы Иверской Божией Матери, украинская армия была здесь разбита.

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих. О чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

Написать икону для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы. 13 октября 1648 года икона была привезена в Москвуи торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.

Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона.

Другие чтимые списки Иверской иконы, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. В 1929 году часовня была разрушена, икона исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон. Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез. Празднование чудотворной Иверской иконы Божией Матери в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря)

Николай Варсегов.

kp.ru

 

Оставить комментарий

БРАТСТВО ИВЕРСКОГО ЧУДА