ПАМЯТЬ О БРАТЕ ИОСИФЕ
В один из осенних вечеров 1999 года мы со старым почаевским монахом отцом Нестором (Онуком) отправились в село Успенское недалеко от Москвы к отцу Сергию Конобасу.
Приехали, когда уже сгустились сумерки, и сразу пошли в храм Успения Божией Матери. В храме шла уборка после большого скопления людей и прощального молебна. Только что перед нами увезли чудотворную икону Царя-мученика Николая II. Благоухание цветов, мощей, запах расплавленного воска от горения множества свечей ещё сохраняли праздничную атмосферу. А может, точнее её было бы назвать послепраздничной, когда после торжественных песнопений хочется тихо помолиться перед иконами. На стенах храма было множество чудных образов, но взгляд остановился на иконе святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Подойдя к ней, я увидел, что туда вложена частица мощей. Не знаю, как долго я молился, но спустя какое-то время в уголке правого глаза святой появилась капелька, которая вскоре превратилась в слезу. Я позвал отца Нестора, к которому присоединились отец Сергий и уборщица. Увидев, что происходит, уборщица присела на лавочку и схватилась за сердце.
Лишь много позже я узнал, что мощи Елизаветы Фёдоровны Романовой отцу Сергию передал в Монреале брат Иосиф Муньос-Кортес, хранитель мироточивой Монреальской иконы Божией Матери. Брат Иосиф считал, что неслучайно Матерь Божия явила Свой мироточивый образ в Зарубежной Церкви. По его словам, произошло это в 1982 году в благодарность за прославление незадолго до этого, примерно за год, новомучеников и исповедников Российских во главе с Царской Семьёй. Он мечтал привезти икону в Россию – считал, что она явлена для неё.
* * *
В начале 2000-х судьба привела меня в обитель Русской Православной Церкви Заграницей – Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (США). Выполняя послушания в редакции и трапезной, я открывал для себя сокровища духовной русской эмиграции двадцатого века. Мне часто приходилось вместе с паломниками и приезжавшими родственниками бывать на монастырском кладбище. Подходил я и к могиле брата Иосифа, которая находится совсем рядом с Успенским храмом. Постепенно его жизнь раскрывалась передо мной.
Его тело привезли сюда через 10 дней после убийства, а похоронили на 13-й день. Все были потрясены: ведь не было никаких признаков тления! Потрясены были ещё и тем, что у покойников кровь сворачивается после трёх часов, а у него за затылком нашли полотенце со свежей кровью. На его могилке несколько паломников засвидетельствовали, как свечки вспыхнули сами и горели семь часов – это на продуваемом со всех сторон кладбище.
Испытывая благодарность и трепет перед явленными чудесами, связанными с братом Иосифом, я стал ухаживать ежедневно за его могилой: менял масло в лампадке, сливал старое для приезжавших паломников, заливал новое. Молился и укреплялся в вере. Список Монреальской иконы на верхней части могильного креста каждый раз встречал меня спокойным серебристым сиянием, чудным образом исходившим от иконы. Это продолжалось ежедневно в течение нескольких лет – во всё время моего пребывания в монастыре. Сама икона исчезла в день гибели брата Иосифа, но он предсказал, что благодать Монреальской иконы в скором времени перейдёт на икону Царя-мученика Николая II, которая должна явиться в России.
Это предсказание исполнилось.
* * *
На могиле я познакомился с автором стихов и сценария фильма «Посланник» об убиенном брате Иосифе (Хосе) Муньосе-Кортесе Ларисой Гумеровой. Лариса довольно часто приезжала навестить его. Перед моим отъездом в Россию, в мае 2005 года, она передала мне авторский экземпляр фильма «Посланник» (оригинал записи для показа по нью-йоркскому ТВ) – дабы он помог россиянам узнать, кем был мученически убитый брат Иосиф. Впервые в России фильм «Посланник» благодаря помощи моей жены Натальи и её друзей был показан по телевидению Республики Коми, где сотрудники помогли переформатировать этот фильм с американского носителя на русский. Затем в кассетах и дисках разлетелся по просторам России и зарубежья.
У меня было много встреч, знакомств, интересных событий, связанных с братом Иосифом. Расскажу о поездке в 2012 году в Афонскую общину Климеев. У меня была давняя мечта побывать в Рождественском скиту, где любил останавливаться брат Иосиф Муньос. Именно там была написана Монреальская-Иверская мироточивая икона Божией Матери, с которой брат Иосиф объехал много стран. Мне хотелось понять, почему именно здесь был написан образ. Что это за дивное место?
Нас разместили в келье, где жил когда-то брат Иосиф, и, быть может, именно на его кровати мне удалось немного вздремнуть. Сном на Афоне, скажем так, не злоупотребляют. К счастью, двое монахов в скиту говорили по-русски: братья Василий и Дорофей родились в Казахстане. Нам сказали, что, если будут силы, ночью мы можем присоединиться к братии, которая соберётся на литургию. Силы нашлись. Храм размером три на четыре метра, места немного. В скиту нет электричества, поэтому службы идут при свечах, зато царит атмосфера покоя и любви. Ни малейшей суеты, нервности, словно оказываешься среди первохристиан. Монахи запели. Пение у них сердечное, похожее на знаменное. Я слышал суфиев и индусов, поющих душевно, медитативно – они будто переносят тебя в другую реальность. Но, увы, столь же земную, просто прежде закрытую; и это любопытно, не более того. Здесь – другое. Любовь, звучащая в молитве, возносит тебя ко Христу, Богородице, и становится так хорошо, что хочется остаться на Святой Горе навсегда. Брата Иосифа в общине, конечно, помнят и почитают. Заказов на списки чудотворной иконы у скита на год вперёд.
Перед нашим уходом я получил в дар частицы мощей старца Климента. Когда по афонскому обычаю через три года после смерти его глава была омыта, оказалось, что она жёлтого цвета. Как объяснили мне монахи, это значит, что их собрат особо угодил Богу. Одну из частиц я передал потом участнице создания фильма «Посланник» Ксении Волковой. С Алексеем и Ксенией Волковыми, близкими друзьями брата Иосифа, после выхода и тиражирования «Посланника» дружу много лет. Я благодарен им за многие встречи и помощь по молитвам нашего общего друга – брата Иосифа. «Будьте святыми мужьями, жёнами, – просил он, – ищите волю Божию, исполняйте желание Божией Матери, Которая всегда рядом с нами». Этот наказ я пытаюсь исполнять, занимаясь сейчас воспитанием трудных подростков.
Святого мученика брата Иосифа давно нет с нами, но чувство, что мы близко знакомы, присутствует не только у меня, но и у всех, кого продолжает волновать его судьба.
* * *
Немного расскажу о его судьбе.
Брат Иосиф Муньос-Кортес (1948–1997) – чилийско-канадский православный иконописец. В 1982 году Иосиф посетил Афон, где был поражён копией Иверской иконы Божией Матери, попросив монахов-иконописцев продать её, но получил отказ. Однако в последний день пребывания схиигумен Спасо-Рождественского скита в Катунаках Климент всё-таки передал Иосифу эту икону в дар.
24 ноября 1982 года подаренная икона стала обильно мироточить и благоухать.
В течение 15 лет брат Иосиф был хранителем чудотворной Монреальской-Иверской иконы и посещал с ней православные приходы во многих странах мира.
В ночь на 31 октября 1997 года Иосиф Муньос был убит в номере «Гранд-отеля» в Афинах, а мироточивая икона бесследно исчезла.
Тело убиенного брата Иосифа Муньос-Кортеса было доставлено в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (США). Перед захоронением на монастырском кладбище, по благословению владыки Лавра, был вскрыт мешок, в котором перевозилось тело. Все присутствующие увидели на нём следы многочисленных пыток. Тело было мягкое, покрытое маслянистой испариной, без признаков тления.
Брата Иосифа не стало среди нас, исчез и чудотворный образ, но вскоре замироточило много других икон: Гавайская-Иверская икона Божией Матери, Иверская икона, иконы святого Царя-мученика Николая Второго и другие.
После гибели брата Иосифа в Русской Православной Церкви Заграницей началось его почитание как святого мученика. Вечера памяти стали ежегодно проводиться во многих городах мира, более десяти их прошло в Москве. На нескольких мне посчастливилось побывать и рассказать о чудном покровительстве и поддержке убиенного брата Иосифа на моих жизненных путях. Не сговариваясь, на последний октябрьский вечер 2019 года прибыли три особо почитаемые иконы Божией Матери, как благодарность брату Иосифу за верность и преданное служение Её светлому образу. Для присутствующих это стало утешением, радостью и подтверждением, что и сейчас брат Иосиф продолжает служить Пресвятой Деве, помогая всем страждущим помощи и защиты.
Первый образ, который привезли, – это список Монреальской иконы, написанный теми же монахами из Рождественского скита на Святой Горе. Этот образ прибыл в окладе и покрове той самой мироточивой иконы, с которой брат Иосиф ездил в паломнические поездки по всему миру. Этот оклад и вышитый монахинями бархатный покров Иосиф незадолго до своей кончины подарил чете Волковых. Ксения и привезла образ к нам на вечер.
Вторая икона была мироточивым образом Божьей Матери «Умиление». Однажды, в 1997 году, Наталья Николаевна Мурашкина из посёлка Локоть Брянской области читала во время болезни книгу. Был третий час ночи, когда она закончила главу о хранителе чудотворного образа Божьей Матери Иверской-Монреальской брате Иосифе, как вдруг почувствовала дивное благоухание. Удивилась, ведь из-за сильной простуды у неё был совершенно заложен нос. Это был густой аромат цветов с ощущением чистоты и свежести самого раннего утра, и казалось, вся комната пропитана им. В памяти всплыло когда-то прочитанное: редко кто даже из святых видел Божию Матерь, но многие ощущали неземное благоухание Её присутствия. С той поры благоухание иногда повторялось, и домашние недоумевали: откуда этот аромат?
Через полгода они решили сделать киот для имевшейся у них иконы «Умиление». Когда сняли её со стены, то увидели – на обратной стороне появился нерукотворный образ Божьей Матери. Благоухание шло именно от неё. В начале ноября 1998 г. на иконе стали появляться капли мира. Икона объехала за 20 лет многие города России и мира и впервые прибыла в Москву на вечер памяти брата Иосифа. Как рассказала Наталья Николаевна, икона сама выбирает свой путь – куда выпадает жребий: хранители иконы кладут перед ней ватки с записочками из разных мест, где хотели бы встретить икону, – и на какой ватке проступит миро, туда она и направляется.
А третьей была мироточивая Казанская икона Божией Матери. Долгое время она находилась на вратах одного из казанских монастырей, и после благоухания и мироточения её сняли оттуда, чтобы православные из других мест могли прикоснуться к этому чуду.
Пятьсот человек пришло на этот вечер, хотя не было рекламы и был будничный день, когда люди обычно отдыхают дома после работы. Но собрались вместе, чтобы услышать о брате Иосифе, и Господь посетил нас. Иосифа с нами нет уже 22 года, но он продолжает славить Бога. И это тоже великое чудо.