postheadericon Миро и слезы икон

СЛЕЗЫ ИКОН

За многовековую историю человечества зафиксировано огромное количество случаев, когда образа плакали, а иногда на них выступали даже капельки крови. Причем химический анализ показал, что слезы — это настоящие человеческие слезы; кровь — это действительно кровь.

Одно из первых описаний плача Богородицы относится к 1170 году. Тогда дружины Владимирского и Суздальского княжеств осаждали Великий Новгород. Архиепископ Новгородский Иоанн услышал в те дни голос от иконы Пресвятой Богородицы. Заступница велела вынести Ее образ на стену осажденного города. Увидев икону, владимирцы и суздальцы не прекратили осаду. Одна из стрел вонзилась в образ Матери Божьей. И тут же из очей Богородицы полились слезы. Суздальская и владимирская рати в ужасе бежали с поля боя. А икона с тех пор стала именоваться чудотворной новгородской иконой Богородицы «Знамение».

Бытует мнение среди мало верующих и даже ряда истинно верующих, что чудеса являлись миру давным-давно, в прошлые века. Сегодня ничего подобного не происходит. Нет, происходит! Только собственная лень, равнодушие, отсутствие элементарного любопытства мешают нам в этом убедиться.

В 1995 году в петербургских газетах сообщалось о слезоточении иконы в Царском Селе. Первая свидетельница этого события Ксения Г., в кабинете у которой находился образ, сокрушалась, что не только никто не приехал из Петербурга (полчаса на автобусе), но даже коллеги из соседних комнат, услышав о чуде, не вышли увидеть его!

Факты свидетельствуют: и сегодня иконы плачут. Причем в церквях во всех епархиях России. 9 июня 1994 года в день празднования Вознесения Господня в храме Святых апостолов Петра и Павла станицы Зеленчукской (Ставропольский край) потекли слезы на иконах Богоматери Иверской и «Скоропослушиницы». Летом 1991 года в одном из старинных храмов Вологды на образе Спаса Нерукотворного появились две слезные струйки, истекавшие из очей Спасителя. В Петербурге в 1990 году возобновились богослужения в храме Воскресения Христова у бывшего Варшавского вокзала. В Страстную пятницу 1995 года на новонаписанной иконе «Неупиваемая чаша» на руке Богородицы появились капельки, напоминавшие слезы. Стоит отметить, что образ был закрыт стеклом… Как говорится, «список можно продолжать и продолжать».

Чудесные явления можно также наблюдать в православных церквях за рубежом. 3 февраля 1997 года в церкви на Кипре заплакал список иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение». Послушник обители читал ночью молитвы перед образом. Вдруг икона преобразилась. Из очей Богородицы и правого ока младенца Иисуса потекли слезы. Пораженный увиденным послушник потерял дар речи.

В ноябре 1996 года в Вифлееме, в церкви Рождества, начала плакать икона Всевышнего. Этот образ Христа написан наверху мраморной колонны, которая расположена сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Иисус. Шестнадцать столетий богослужения в храме не прекращались ни на минуту. Отец Анастасий во время службы заметил слезы на образе: «Я видел это сам. Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути».

Если верующие сомневаются в чудесах Божиих (о чем сказано выше), то что говорить о неверующих и воинствующих атеистах. Первые все-таки склонны разобраться с научной точки зрения в происходящих явлениях; последние категорически утверждают, что «все эти чудеса просто фокусы». Надо признать, повод для таких суждений дали сами священники. Некоторые из них решили «помочь» Богу. Заставить икону искусственно плакать недобросовестным священникам не под силу — ведь на иконе выступают не капельки воды, а настоящие человеческие слезы. Имитировать же миро — жидкость, напоминающую благовонное масло, — фокусникам от церкви удавалось. Самого государя Петра Первого пытались провести.

В одном из соборов «заплакала» икона Богородицы. Священники заявили, что Она оплакивает старые порядки, которые разрушались новым государем. Петр Алексеевич почему-то в чудо не поверил. Вот как этот эпизод описал один из секретарей царя: «Его Величество скоро нашел в глазах у образа почти неприметные дырочки. Он, оборотивши доску, отодрал оклад и, выломавши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему, увидел справедливость своей догадки: в доске против глаз у образа были сделаны ямки, в которые положили некое количество деревянного масла и которые закрыли задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» — сказал Государь. Потом мудрый монарх истолковал окружающим, как закрытое сгустившееся масло в холодном месте столь долго могло держаться и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагрелось от свеч, зажигаемых перед образом».

Петр приказал распространить по храмам указ, который был написан в стиле царя-реформатора: «Приказываю, чтобы отныне Богородицы не плакали. Если Богородицы заплачут маслом, то зады попов заплачут кровью». Как свидетельствуют отчеты государю, случаи мироточения прекратились.

Возможно, после данного разоблачения чуда государем Петром Первым каждый случай мироточения стал подвергаться жесткой проверке. До революции существовала строгая процедура документального утверждения случившегося явления. При обнаружении на иконе мира, служители церкви, где произошло чудо, докладывали об этом в Епархиальное управление. Оттуда для расследования приезжала специальная комиссия. Проводился опрос свидетелей, икону тщательно осматривали, оценивали ее местоположение, условия хранения. Если первая комиссия убеждалась, что образ действительно мироточит, то назначалась еще одна проверка для более подробного обследования. Данная комиссия выясняла: не могли ли маслянистые пятна появиться на иконе естественным путем. При отсутствии сомнения образ обязательно помещали в киот, опечатывали, а иногда приставляли охрану. Если на иконе продолжали выступать благовонные маслянистые пятна, то икона объявлялась мироточивой.

Теперь подобные комиссии не создаются, поскольку огромное количество мироточения икон происходит по всей стране. Ограничиваются свидетельством нескольких очевидцев, их рассказ заверяется необходимыми подписями и печатями. Может быть, поэтому большинство жителей Земли сегодня скорее поверят во что угодно — в НЛО, в инопланетян, кикимор, русалок и так далее, только не верят в очевидные вещи, которые можно наблюдать собственными глазами. Сколько «каменьев» было брошено, например, в Монреальскую Иверскую икону Божьей Матери и ее хранителя Иосифа Муньоса-Кортеса. Справедливости ради отметим, что чудеса от этого образа человеческим умом не осилить. Поэтому и приписывают все «фокусам». Но не может же «фокус» продолжаться 15 лет!

Монреальская Иверская икона писана на Афоне греческим монахом Хризостомом. Создавался с оригинала (первообраза) иконы Богоматери Вратарницы. Осень 1982 года Иосиф Муньос вместе с друзьями побывал на Афоне. Здесь в ските во имя Рождества Христова он увидел икону, которая поразила его душу и сердце. Монахи долго не соглашались отдать образ. Но, видимо, Силы Небесные «приняли сторону» Кортеса. И испанец по происхождению, иконописец, преподаватель истории искусств в Монреальском университете отбыл с Афона с иконой в руках: перед самым отплытием монахи передали ему образ. Ни о каких деньгах речи не шло, это был дар от души.

24 ноября 1982 года образ замироточил. Миро стекало с иконы ежедневно в течение пятнадцати лет (!), за исключением Страстной седмицы. Иосиф Муньос стал показывать мироточащий образ в православных приходах многих стран мира. Во время путешествий мироточение не прекращалось. Известны и другие чудеса, связанные с этим образом. Из многих тысяч свидетельств приведем всего три. Иначе просто газетной площади не хватит.

Пассажиры, прилетевшие одним из рейсов в Чикаго, рассказывали: «Перед посадкой в самолет в Монреале какой-то человек, подойдя к Иосифу, прочитал вышитые на чехле иконы слова: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Человек усмехнулся — дескать, чудят же люди… Самолет долетел до Чикаго, пошел на посадку. Но здесь выяснилось, что предыдущий самолет сбил генераторную установку и весь аэропорт оказался лишенным электричества. С земли поступил приказ: «Ни в коем случае посадку не совершать!» Пилот попытался резко набрать высоту, но самолет потерял управление и стал стремительно падать. В салоне началась паника. Тогда Иосиф Муньос достал чудотворный образ и поднял его высоко над людьми. Паника утихла, самолет обрел равновесие. В это же время освещение в аэропорту восстановили. Самолет получил разрешение приземлиться».

Мироточит не только сама Монреальская икона, но и открытки с ее изображение, и фотографии. Татьяна С. из Петербурга вспоминает: «У моей подруги Антонины замироточила фотография с Иверской иконы. Во время чтения акафиста на фотографии расплылись благоухающие пятна. Есть и другие случаи, но о тех я только слышала, а в этом убедилась сама».

Известно много эпизодов исцеления от мира иконы и после молитвы перед образом. Например, в Лос-Анжелесе в 1991 году икона находилась в соборе. К ней приложилась согнутая параличом прихожанка. Она с трудом передвигалась. Отходя от иконы, женщина совсем выпрямилась и свободно пошла, славя Бога и Божью Матерь…

В 1996 году Муньос вновь побывал на Афоне, чтобы проститься с умирающим схиигуменом Климентом. Тогда отец Климент предсказал, что в 1997 году в жизни хранителя иконы произойдут страшные события и «ты будешь подвергнут страшной клевете». А чуть позднее, в том же 1996 году, Иосифу было жуткое видение. «Это был не сон, а совершенно наяву», — утверждал Муньос. Он проснулся ночью и почувствовал, что связан по рукам и ногам. Рот у него был тоже завязан. Иосиф не мог ни говорить, ни кричать. Он только мысленно молился…

Иосифа Муньоса-Кортеса нашли мертвым 31 октября 1997 года в номере афинского «Гранд-отеля». Комната № 860 угловая. Имеется балкон, с которого можно попасть на крышу соседнего здания. Убийцы легко проникли в номер и незамеченными вышли из него. Предположительно их было трое: один держал, другой связывал руки и ноги, третий наносил удары. Все как в видении. Медики определили, что пытки продолжались где-то полчаса, после чего Иосиф умер в одиночестве. Икона бесследно исчезла. До сих пор даже нет предположений, где она может быть.

А человек, при жизни не давший ни единого повода усомниться в своей нравственной чистоте, после смерти подвергся укорам, домыслам, сплетням и прочей грязи.

Всем недоброжелателям Иосиф Муньос-Кортес ответил еще при жизни: «Многие пытаются отвергнуть чудо мироточения от Иверской иконы. Говорят, что имеется скрытое устройство, которое напыляет на икону капли, что митрополит Виталий скрывает бутылочку с миром в поручах, что мы занимаемся черной магией… Но я никогда не скорбел о подобном неверии. Иисус Христос также творил чудеса, многие видели их, но не верили. А нужно просто молиться, и Господь явит нам по молитвам чудо».

ЧУДО МИРОТОЧЕНИЯ

Миро на иконах может проявляться по-разному. Это или маслянистые пятна, напоминающие (только напоминающие!) оливковое масло; или густая тягучая смола; или просто влага, похожая на росу. Иногда миро вообще не имеет запаха, иногда это запах ладана, цветов или необъяснимое благоухание. Известно много описаний, как происходит чудо мироточения. Вот одно из них.

«16 ноября 1988 года во Введенском соборе Оптиной пустыни замироточила икона преподобного Амвросия — одного из оптинских старцев. Сначала на иконе появилось подобие испарины — мельчайшие капельки влаги в области сердца преподобного. Вскоре стало отчетливо заметно очерченное маслянистое благоухающее пятно. Затем капли, подобные блестящим бисеркам, стали появляться и в других местах: на мантии святого и на свитке в его руке. Капельки то тут, то там загорались, увеличивались на глазах, превращались в полновесные капли, а потом некоторые из них уменьшались и исчезали. Истечение мира сопровождалось благоуханием. Оно действовало как бы волнами: то сразу захватывая всех, то, пропадая, до едва ощутимого. Среди земных запахов ему нет подобных. Если постараться назвать производимое им впечатление, то это как бы сконцентрированная свежесть».

Миро на иконах распространяется по-разному: сверху вниз, что естественно, не противоречит законам физики; но зачастую наука посрамлена: капли мира текут поперек образа, снизу вверх, расходятся от центра звездообразно. Можно привести массу рассказов очевидцев, но остановимся лишь на одном. Это «диво» сродни Монреальскому чуду.

В селе Державино в доме Ефимовых в течение нескольких месяцев мироточили двадцать семь (!) икон. Когда-то село Державино принадлежало Гавриилу Романовичу Державину, являлось его родовым имением. Находится оно в Оренбургской области, в районе реки Катулук. Гость семьи Ефимовых вспоминает: «Маленькая горница. Нагибаюсь, дабы не задеть косяк. Весь передний угол в иконах. Маленькие, чуть побольше, две совсем большие. Иконочки простенькие, бумажные да картонные. Одни висят на стене, другие стоят на столе, на тумбочке. Перед каждой иконой — блюдечко, в которое стекает капля за каплей «многоценное милости миро». В одном блюдечке побольше, в другом совсем чуть-чуть…»

Первой в Державино замироточила икона Николая Чудотворца. У Ольги Ивановны Ефимовой — прихожанки местного храма — имелась литография этого образа. Как-то в полночь мать Антонина Ивановна и дочь вздрогнули от сильного треска.

И увидели, что из иконы Николая Чудотворца вылетели две ярко светящиеся стрелы. Явление продолжалось около двух минут. А затем образ заплакал. Это было не миро: из глаз святого бежали мутные капли — самые настоящие слезы. Жидкость собрали на вату. Экспертиза, проведенная в Оренбурге, установила, что это действительно самые настоящие человеческие слезы. Совпадение или нет, но вскоре начались трагические события в Сербии.

Через некоторое время образ замироточил. На иконе выступила тягучая маслянистая жидкость с удивительным, совершенно не похожим на земной ароматом, что подтвердила приехавшая из Оренбурга комиссия из пяти священников. Вскоре замироточили и другие иконы. В Державино поспешили паломники.

Однако — удивительное дело — местные жители ни разу в избу Ефимовых не зашли посмотреть на чудо. Считали, все это фокусы. Чтобы убедиться в этом, даже украли икону Николая Чудотворца — ту самую, которая замироточила первой. Прошло двенадцать дней. Ольга пошла после стирки вылить воду в яму за домом. И видит — икона! Образ был помят, изрезан. Таким образом пытались понять тайну «фокуса», откуда исходит миро. Ефимовы икону отмыли, очистили, разгладили, заклеили изрезанную тыльную сторону иконы, промыли святой водой. И вновь на образе появилось миро…

«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».

Почему плачут иконы?

Итак, мироточение, слезоточение икон это предвестие несчастий или нечто иное? С таким вопросом я обратился к собирателю фактов православных чудес, автору книги «Знамения Божии от святых икон» Алексею Марковичу Любомудрову: «Если следовать фактам, то во всей истории Русской православной церкви известны всего два периода массовых знамений от икон. Первый — начало 1920-х годов, тогда эти явления прошли полосами по всей России. Второй — с 1991 года по 1998-й. Данные современного периода еще собираются и обрабатываются.

Восприятие знамений верующим человеком двояко. С одной стороны, появление слез на лике Богородицы рождает страх Божий. Ясно, что это предупреждение о чем-то. С другой стороны, это и радость: Господь не оставил нас, Он спасет нас. Пытаться как-либо рационально объяснить эти явления невозможно. Подобные чудеса надо воспринимать сердцем, а не умом. Став очевидцем таких явлений, можно только острее ощутить, что такое непостижимость Божественного волеизъявления».

Оставить комментарий

БРАТСТВО ИВЕРСКОГО ЧУДА